Авторское право возникает

​Возникновение авторского права. Презумпция авторства. Способы охраны авторских прав

Авторское право возникает

(По техническим причинам некоторые статьи данной рубрики будут повторены, так как предыдущая версия удалена).

Итак, у вас в голове родился сюжет рассказа, сложились рифмы для стихотворения, вы материализовали свою идею, записав её на бумаге, или в блокнот в телефоне, сохранили файл на компьютере, надиктовали строки на диктофон. То есть закрепили на любом материальном носителе.
С этого момента ваше произведение считается созданным, и у вас возникает авторское право на него.

Интересный и важный момент: идеи, не выраженные на материальном носителе, под действие законов об охране авторского права не попадают.

То, что существует в мыслях творческого человека, не признается объектом авторских прав.

Таким образом, если идея вашего романа случайно подслушана или озвучена вами в разговоре и реализуется кем-то раньше, чем вы облекли её в материальную форму, то наказывать « вора» не за что.

Исключение составляет публичное исполнение произведения – например, если автор прочтет свой литературный экспромт перед аудиторией.

Авторское право на литературное произведение возникает в силу факта его создания, написания.

При этом под «созданием» понимается не обязательно завершение произведения в соответствии с вашим творческим замыслом. Даже если произведение не закончено, т е. представляет собой черновой вариант и будет доработано, оно все равно охраняется нормами авторского права.

Необходима ли регистрация авторского права и как это сделать?

Для возникновения и осуществления авторского права не требуется какой-то регистрации произведения, его иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей.

Принцип автоматической охраны авторских прав закреплен в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений еще в 1886 году и до сих пор остается неизменным.

Закон исходит из презумпции авторства – при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора в публикации, на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Данная презумпция распространяется и на случаи создания произведения несколькими авторами, т.е. соавторами.

На практике автор может заранее обеспечить доказательства своих прав на объект интеллектуальной собственности (мы говорим здесь о литературных произведениях), чтобы застраховать себя от потери или непризнания прав автора.

Основной метод предварительной защиты авторских прав — защита приоритета : автор может обеспечить себя доказательствами существования произведения на определённую дату .

Методы такой защиты: публикация произведения в открытых источниках (СМИ), депонирование в авторском обществе или юридической компании, нотариальное удостоверение даты и времени подписания экземпляра произведения, использование специальных Интернет-сервисов.

Наиболее простой вариант – направление самому себе или своему знакомому по почте пакета с экземпляром своего произведения и хранение этого пакета для представления в суд при возникновении спора об авторстве как доказательство того, что в определенную дату произведение было уже создано. Естественно, такой способ не защищен полностью от возможных фальсификаций.

При депонировании (регистрации) в одном из российских авторских обществ появляется независимый посредник, у которого хранится экземпляр произведения и который может в случае возникновения судебного спора подтвердить дату его депонирования. Однако стоимость такой услуги часто слишком велика по сравнению с теми доходами, которые получают российские авторы от использования их произведений, поэтому подавляющее большинство авторов от такой регистрации воздерживаются.

Относительно недорогим является использование различных вариантов совершения нотариальных действий, благодаря которым можно обеспечить довольно надежные доказательства существования экземпляра произведения на определенную дату.

К сожалению, нотариальная практика в данной области не отличается единообразием, и обратившимся лицам предлагают разные варианты нотариальных действий: принятие на хранение экземпляра произведения, удостоверение времени его предъявления и т. д.

Но, безусловно, все перечисленные способы не обеспечивают 100% доказательства авторства. Они лишь позволяют подтвердить существование экземпляра произведения на установленную дату и сведения об авторе, указанном на этом экземпляре.

Как доказать своё авторство, если оно оспаривается?
Для подтверждения авторства, т. е. факта создания произведения именно данным лицом или группой лиц, сам автор, его наследники или иные заинтересованные лица при рассмотрении спора в суде могут использовать любые допускаемые российским законодательством доказательства:

  • объяснения сторон и третьих лиц;
  • показания свидетелей;
  • письменные и вещественные доказательства;
  • аудиозаписи и видеозаписи;
  • заключения экспертов.
  • Чаще всего процесс доказывания авторства опирается на уже упомянутую нами презумпцию авторства и сводится к необходимости предоставления наиболее раннего по времени экземпляра произведения, на котором указан автор.

    По делам о плагиате (присвоении авторства) нередко используются также заключения экспертов, в качестве которых могут выступать любые назначенные судом экспертные учреждения или специалисты.

    О знаке копирайта.

    Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения (а также может быть указан в публикациях в Интернете) и состоит из трех элементов:

    латинской буквы “С” в окружности: C;

    имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

    года первого опубликования произведения.

    Буква “С” является начальной буквой английского слова “copyright” (“авторское право”). Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений призвано обеспечить выявление случаев незаконного использования авторских прав на данные произведения.

    Однако знак охраны авторских прав на самом деле имеет только информационное значение и указывает лишь на то, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных авторских прав на произведение. Основания, согласно которым оно делает такой вывод, должны быть подтверждены иными доказательствами – наличием авторских договоров, свидетельства о праве на наследство и т. д.

    Сам по себе знак копирайта не может служить основанием для установления факта обладания авторскими правами на произведение. Абсолютно никакого правового значения не имеют и надписи вроде «Все права защищены» («All rights reserved»), пришедшие к нам из американской практики.

    Плагиат и как с ним бороться? Как самому проверить, не нарушаются ли ваши авторские права?

    Плагиат — это умышленно совершаемое неким лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе. Проще говоря, нарушитель ваших авторских указывает себя автором вашего литературного произведения.

    Плагиат выражается не только в публикации под своим именем чужого произведения, но и в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника.

    Обязательный признак плагиата — присвоение авторства. А вот неправомерное использование

    (опубликование, копирование, продажа произведения) само по себе не плагиат, а другой вид нарушения авторского права, часто называемый «пиратством».

    Не являются плагиатом подражание, пародия, заимствование идей и цитирование.

    С появлением Интернета плагиат превратился в серьезную проблему, так как, попадая в Сеть, произведение становится доступно огромному количеству пользователей, а идентифицировать автора всё сложнее.

    Сейчас существует большое количество сервисов и программ, позволяющих каким-либо образом выявить плагиат.

    Например, Антиплагиа́т (www.antiplagiat.ru ) — российский интернет-проект, программно-аппаратный комплекс для проверки текстовых документов на наличие заимствований из открытых источников в сети Интернет и других источников. Проект доступен для рядовых пользователей.

    При подготовке данной статьи использовались нормы действующего законодательства РФ об авторских правах и Википедия.

    Елена Асатурова, магистр права

    Источник: http://pisateli-za-dobro.com/articles/547-vozniknovenie-avtorskogo-prava-prezumpcija-avtorstva-sposoby-ohrany-avtorskih-prav.html

    Авторское право. Прочитай и запомни

    Авторское право возникает

    У дизайнера всего два юридических документа, в которых он должен хорошо ориентироваться: договор на творческие разработки, по которому осуществляется взаимодействие с заказчиком, и закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года за номером 5351-I «Об авторском праве и смежных правах».

    Поверьте, эти знания пригодятся жестоком мире, где у дизайнера полно врагов, которые так и норовят лишить его законных прав. В этой статье я прокомментировал наиболее важные, статьи Закона.

    Объект авторского права.

    автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

    Статья 4

    Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения

    Статья 6. Пункт 1

    Объектами авторского права являются:

    — произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

    Статья 7. Пункт 1

    Статьи 6 и 7 сообщают нам простую вещь: дизайн является творческой деятельностью и объектом авторского права. У произведения дизайна всегда есть автор, и согласно статье 4 автором является конкретный человек из плоти и крови, а «компания», «студия» или «бюро».

    Возникновение авторского права. Презумпция авторства

    Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.


    Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:
    — латинской буквы «С» в окружности: «©»;
    — имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
    — года первого опубликования произведения.

    Статья 9. Пункт 1

    Всё предельно понятно. Совершил акт творчества — ты автор. И никто этого права уже отнять не может. Товарищам параноикам позволено помечать территорию ©оответ©твующими пи©юльками, толку от них нет, особенно в электронных публикациях.

    При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

    Статья 9. Пункт 2

    Но, несмотря на правки от 2004 года, законотворцы умалчивают про электронную публикацию.

    А это касается дизайна, который созидается виртуально.

    Ситуация сложна тем, что в электронной форме не проследить точную дату создания. Т.е. фактически первый — не тот, кто создал, а тот, кто первый материализовал электронный макет в бумажный «экземпляр».

    Автор не должен ничего доказывать (презумпция), но если кто-то подсуетился и материализовал электронное произведение под своим именем раньше автора, то, увы, автор де юро — подсуетившийся.

    Есть несколько способов зафиксировать работу пером, которое потом никто не вырубит топором.

    1 — если работа делается на заказ, то договор и прилагающийся к нему акт сдачи-приемки с распечаткой работы является самым серьезным доказательством создания произведения.

    2 — это может быть публикация в каталоге, книге, альбоме, где указан автор произведения. В таком случае дата подписания тиража в печать, может являться официальной датой создания входящих в это издание произведений.

    3 — участие работы в выставках, конкурсах, фестивалях. Подача заявки — раз, распечатки для отборочного комитета, жюри — два, публикация в каталоге выставки — три, множество свидетелей вашего участия — четыре. А если вы еще и выиграете что-нибудь, у вас появится не бумажка, а броня! Если на выставку ваша работа не прошла, то и воровать у вас нечего — расслабьтесь и «творите» дальше.

    Наконец, если вы создали работу для себя, в конкурсах не участвуете принципиально, нигде не публикуетесь, кроме как на своей личной страничке, но при этом очень боитесь кражи, народные очумельцы предлагают следующий способ: распечатать работу и послать самому себе заказным письмом с описью вложения. Таким образом, у вас на руках появится документ с датой.

    Пошевелив мозгами, можно придумать еще пару-тройку способов зафиксировать работу документально — было бы желание

    Соавторство

    Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

    Статья 10. Пункт 1

    Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

    Статья 10. Пункт 2

    Вова подкинул идею, Стёпа нарисовал. Соавторство. Макс нарисовал эскиз, Вольдемар доводил его до ума. Соавторство. Серёжа нарисовал 3D-модель, Таня верстала текст, Анатолий рисовал фон и собирал макет. Соавторство.

    Cложная в трактовке статья. Ведь не напишешь же в юридическом документе про совесть и профессиональную этику. А как определить, где кончается творческая деятельность Автора, и начинается работа подмастерья?

    Чтобы не нарваться на скандал, достаточно запомнить одну простую вещь: если кто-то вам помог в работе, вы не имеете права требовать от человека забыть об этой помощи. Хотите быть единственным автором произведения? Запритесь в кабинете и используйте только свою голову и свои руки. Попросили помощи или были вынуждены её принять? Делитесь славой.

    Судебный иск о признании соавтором произведения или, наоборот, о незаконном присвоении статуса соавтора не имеет практически никаких шансов, если у работы не было предпроектной документации со списком участников проекта.

    На «идею» или «концепцию» авторское право вообще не распространяется (Статья 6, пункт 4). При этом любой дизайнер знает, что без идеи не будет и полноценного произведения (того, которое любят красть).

    Соавтором может считаться заказчик произведения, вносящий в него правки. Другой вопрос, что ему это соавторство до лампочки. А дизайнер в свою очередь многое бы отдал за то, чтобы этого соавтора у него не было.

    Правилом хорошего тона должно стать указание соавторов при публикации работы. Хотя Закон этого не требует.

    Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

    Статья 10. Пункт 2

    Отсутствие упоминания соавторов, скорее всего, и есть «достаточные к тому основания» для запрета. Ведь вы вводите в заблуждение: все думают, что вы один сделали работу от начала и до конца.

    Дизайн — командная работа. Х Мозговые штурмы, большие проекты, которые не под силу одному человеку, разделение труда и узкая специализация делают своё дело. Современный дизайнер редко может назвать себя единоличным правообладателем авторства на произведение. Помните об этом.

    Авторское право на служебные произведения

    Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения.

    Статья 14. Пункт 1

    Понятная и избыточная статья. Согласно Статье 4, автор — физическое лицо. Поэтому компания, студия, бюро и любой другой работодатель не могут быть автором, а значит, не могут обладать авторским правом.

    Если при приеме на работу соискателю подсовывают на подпись бумаги, по которым он якобы лишается авторских прав на сделанные в компании проекты, соискатель имеет право предложить работодателю засунуть эти бумаги в жопу. Если очень хочется устроиться на работу, можно бумаги подписать, а предложить их засунуть уже после увольнения.

    Такие положения в трудовом договоре противоречат сразу нескольким статьям Закона и никакой юридической силы не имеют. Но лучше не подписывать.

    Для примера: писатель продает исключительные права издательству, но при этом не перестаёт быть автором произведения, может об этом открыто говорить и всячески себя рекламировать. Не бывает такого, что рукопись передается издательству, а потом она выходит беспризорной с одним названием и издательской маркой.

    В дизайн-индустрии считается нормальным, когда на сайтах студий висят работы-сироты, а их авторам затыкают рот липовыми бумажками.

    Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.
    Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

    Статья 14. Пункт 2

    Есть трудовой договор, и больше, чем в нём написано, автор требовать не вправе. Под «исключительными правами» подразумеваются имущественные права, про которые говорится в Статье 16.

    Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

    Статья 14. Пункт 3
    Автор уволился, на своём сайте в интернете разместил портфолио, в котором есть произведения, сделанные им, пока он работал в компании. Бывший работодатель не может запретить ему публикацию произведений, однако имеет полное право напомнить автору, кто обеспечил его работой, и потребовать сделать в портфолио соответствующую ремарку.

    В трудовом договоре надо уточнить всё то, что не уточняет Закон. Например, участие в конкурсах, выставках, публикации в профессиональных изданиях. Есть мнение, что право автора на имя не позволяет ему участвовать в фестивальной жизни со служебным произведением. Это надо проговорить.

    Личные неимущественные права

    Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
    — право признаваться автором произведения (право авторства);
    — право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
    — право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
    — право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/golovach/avtorskoe-pravo-prochitai-i-zapomni--5a1ec859a936f485a4808059

    Защита авторских прав: способы в РФ

    Авторское право возникает

    Произведения художественного искусства, результаты научных исследований, музыкальные композиции, литературные творения, компьютерные программы и приложения и другие результаты интеллектуальной деятельности несут не только культурную ценность, но и предполагают некое материальное вознаграждение для автора.

    При этом, данная категория нематериального имущества наиболее подвержена незаконным действиям злоумышленников, которые используют результат чужого труда для собственного обогащения.

    Чтобы защитить результат творческого труда от плагиата, несанкционированного использования, а также от хищения творений необходимо получить на эту собственность авторские права.

    Основная проблема данного вопроса заключается в том, что в Гражданском Кодексе РФ до настоящего времени нет четкого, определенного и единого реестра зарегистрированных прав на произведения интеллектуальной собственности.

    Для получения авторского права создателю нужно будет обозначить себя и предоставить результат своего творения. Защита такого права в Российской Федерации осуществляется путем регистрации.

    Несмотря на то что это негосударственная регистрация, на сегодняшний день она является неплохим методом защиты прав автора. К сожалению, даже прохождение данной процедуры не дает стопроцентных гарантий, что авторство будет признано за настоящим создателем.

    В данной ситуации авторство может быть оспорено только при наличии определенных весомых доказательств, которые, как правило, после прохождения процедуры регистрации не могут принадлежать постороннему лицу.

    Вопрос защиты авторских прав стоит особенно остро в нашей стране, в силу несовершенства действующего законодательства, а значит, следует разобраться в этой теме более подробно.

    Когда возникает авторское право?

    Авторское право на то или иное произведение возникает автоматически при его создании. Это право относится не только ко всему творению в целом, но и к его отдельным частям и названию. Все права на результат интеллектуальной собственности принадлежат только создателю. При этом возникает две формы права:

    • исключительное право (имущественное);
    • неимущественные права – право на имя, право неприкосновенности и обнародования произведения, право авторства и т.д.

    В зависимости от того, какая категория авторского права нарушена, существуют различные механизмы его защиты.

    Защита исключительных прав предполагает следующие меры воздействия на нарушителя:

    • признание права законного правообладателя;
    • пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
    • изъятие у злоумышленников материального носителя;
    • возмещение материального ущерба;
    • публикация судебного решения по делу.

    Защита личных неимущественных прав сводится именно к прекращению действий, способствующих нарушению авторского права, а также к компенсации морального ущерба, нанесенного пострадавшей стороне. При этом, как и в некоторых других ситуациях, добиться справедливости автор может как используя внесудебные процедуры, так и подав исковое заявление в суд.

    Защита и оформление авторских прав

    Законом установлено, что исключительное право автора на плоды своего творчества и интеллектуального труда возникает уже по факту его создания и не требует дополнительного подтверждения.

    Однако на практике стало очевидно, что оставив произведение без минимального оформления или регистрации, вероятность столкнуться с плагиатом или незаконным использованием повышается в разы.

    Вопрос практически полностью решается, если публикация произведения происходит через издательство либо результат интеллектуального труда передается заказчику по заранее составленному договору. В этом случае договор с издательством либо с прямым заказчиком и будет выступать достоверным доказательством права автора.

    На что распространяется интеллектуальная собственность

    Некоторые авторы с целью защиты своих прав на произведение, осуществляют его нотариальное заверение. Однако наибольшей популярностью обладает процедура депонирования и публикации предмета интеллектуальной собственности.

    В этом случае происходит регистрация прав, путем установления однозначного соответствия конкретного произведения конкретному автору.

    Данный факт регистрируется в каталоге, соответствующего типа произведения, однако в силу отсутствия общего государственного реестра, все подобные каталоги составляются частными юридическими конторами, которые по факту выступают свидетелями принадлежности результата интеллектуального труда тому или иному автору. Подобных каталогов множество:

    • каталог депонированных произведений – данный вариант предполагает регистрацию и публикацию научных и литературных произведений интеллектуального труда;
    • каталог регистрации произведений малых форм – специальный реестр регистрации произведений особого малого формата;
    • каталог регистрации идей, гипотез, открытий, теорий, концепций, методов, методик и др. – в связи с тем, что на пути от идеи до готового результата интеллектуального труда может пройти несколько лет, а иногда и несколько десятков лет, целесообразно зарегистрировать факт идеи или гипотезы еще на стадии ее зарождения. В этом случае в каталог вносится только подробное описание произведения, научной концепции или программы;
    • каталог регистрации коммерческих обозначений, слоганов и девизов – особенно востребованный реестр для сферы рекламы и маркетинга;
    • каталог регистрации интеллектуальной собственности сайтов – также заслуживает отдельного внимания в силу того, что интернет-сфера продолжает развиваться семимильными шагами, охватывая все новые сферы бизнеса.

    Перечисленные выше каталоги – это далеко не все реестры, в которых можно зарегистрировать тот факт, что именно данный автор создал то или иное произведение. Достаточно обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на данных вопросах, и он подберет оптимальный вариант депонирования авторского права.

    Внесудебные механизмы защиты

    Если автор произведения столкнулся с откровенным нарушением своих прав на произведение его творчества, первое, что рекомендуют эксперты – прямое обращение к нарушителю с целью досудебного урегулирования ситуации. Подобное обращение должно быть обязательно оформлено в письменной форме и направлено нарушителю заказным письмом.

    Данная форма взаимодействия сторон называется претензионной.

    Подобное письмо должно содержать подробное описание сложившейся ситуации, перечень конкретных требований к нарушителю, а также по возможности копии документов, подтверждающих регистрацию или депонирование авторского права на то произведение, которое было использовано злоумышленником с целью получения прибыли.

    задача такого письменного требования – уведомление нарушителя о том, что автор в курсе незаконного использования его интеллектуальной собственности, и он готов отстаивать свои интересы, в том числе и более радикальными методами.

    Данная форма урегулирования конфликта часто позволяет добиться компенсации от нарушителей, избежав при этом длительных судебных разбирательств.

    Это объясняется тем, что многие лица, нарушающие законы о неприкосновенности авторского права, столкнувшись с решительным настроем правообладателя, испытывают страх перед возможной ответственностью, в том числе и уголовной, и стремятся любым путем избежать суда.

    Однако важно понимать, что досудебная форма урегулирования конфликта редко бывает эффективна в отношении массового нарушения авторских прав, незаконного выпуска материальных носителей и тем более распространении произведения в сети интернет и других общедоступных источниках. Но решить локальные вопросы (исполнение песни без согласия автора, использование названия запатентованного произведения и т.д.) подобным образом вполне возможно.

    Судебный механизм

    Если досудебные методы решения конфликтной ситуации не дают результата либо кажутся правообладателю нецелесообразными, ему следует подать исковое заявление в суд.

    С этой целью необходимо правильно составить иск, который должен содержать данные об истце и ответчике, требования и описание ситуации, а также пакет документов, доказывающий, что исключительное право на конкретное произведение принадлежит именно истцу.

    Лучше всего доверить составление искового заявления опытному юристу, который составит иск таким образом, чтобы суд принял решение о рассмотрении данного дела.

    Пакет документов в каждой конкретной ситуации индивидуален, истец предоставляет все, что по его мнению может подтвердить его авторство. Например, доказательствами могут являться:

    • Свидетельство о регистрации авторского права (если таковое имеется)
    • Нотариально заверенные копии документов (публикаций или страниц сайта), подтверждающих факт существования произведения, его обнародования
    • Источники (черновики) или иные документы, подтверждающие создание произведения
    • Результаты независимой экспертизы
    • -, фотоотчеты об обнародовании или создании произведения и т.д.

    Рассмотрение искового заявления обычно занимает не больше месяца, после чего все стороны конфликта должны явиться в суд. В ходе судебного заседания суд заслушает все мнения и рассмотрит весь перечень доказательств. Если в суде будет установлен факт нарушения авторских прав, к ответчику могут быть применены три формы ответственности за правонарушение:

    1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав. Данный вид ответственности применяется к нарушителям авторских прав чаще всего в соответствии со статьей 1252 Гражданского Кодекса «Защита исключительных прав». При этом, какую меру наказания потребовать за подобные противоправные действия выбирает именно истец, в то время как окончательное решение всегда остается за судьей. Здесь автор произведения, столкнувшийся с нарушением своих прав, может рассчитывать на компенсацию убытков, причиненных ответчиком или ответчиками, на изъятие материального носителя и на публикацию решения суда о признании действий ответчика незаконными. Кроме того, нередко суд накладывает арест на носители и оборудование для их производства, а также может быть принято решение о конфискации и уничтожении всех носителей, являющихся контрафактом. Отдельно следует упомянуть, что если в ходе судебного заседания будет доказано, что правонарушение было совершено не физическим лицом, а юридическим, такая компания может быть полностью ликвидирована.
    2. Административная ответственность за нарушение авторских прав. В случае когда нарушитель производит продажу, передачу в аренду, ввоз или вывоз их страны контрафактной продукции, нарушающей авторское право, к нему могут быть приняты меры в соответствии со статьей 7.12. «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» Кодекса об административных правонарушениях. В этом случае ответчику будет назначен штраф, сумма которого зависит не только от объема и тяжести правонарушения, но и от того физическое или юридическое лицо выступило правонарушителем.
    3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав. Если в суде будет доказано, что нарушение исключительных прав автора на его интеллектуальную собственность были отягощены определёнными обстоятельствами, нарушителю может грозить не только внушительный штраф, но и лишение свободы сроком от 2 до 6 лет. Чтобы дело приобрело особенно серьезный поворот, необходимо чтобы преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере либо одним из участников преступления был сотрудник правоохранительных органов.

    Важно понимать, что отсутствие знаний о том, что ответчик нарушал чье-то авторское право, не освобождает его от ответственности, однако может несколько смягчить наказание.

    Так, в случае незнания правонарушителя о совершении преступления, к нему не может быть применена административная, и уж тем более уголовная ответственность.

    Однако определяющим фактором при определении формы наказания для правонарушителя будет считаться наличие или отсутствие цели на получение прибыли, связанной с реализацией или хранением контрафактной продукции.

    Пример из судебной практики

    Данное направление юриспруденции часто связано с резонансными делами. Примером защиты своих авторских прав в суде может послужить знаменитое дело «Аленки».

    Кондитерская фабрика «Красный Октябрь», являющаяся эксклюзивным производителем шоколада «Аленка», подала в суд на другую кондитерскую компанию «Славянка», которая запустила в производство шоколад под названием «Алина» и стилизовала этикетку в очень похожем на оригинал стиле. Адвокаты истца требовали взыскать с фабрики «Славянка» 310 миллионов рублей.

    Несмотря на то что суд принял позицию истца и постановил ответчику прекратить выпуск данного шоколада, компенсация была назначена всего в размере 37 миллионов. Однако в ходе суда сторонам удалось договориться мирно, и они подписали договор досудебного урегулирования, в котором указывалось, что кроме остановки производства компания «Славянка» выплатит истцу 15 тыс. рублей.

    Источник: https://yurcentr.com/zashchita-avtorskih-prav/

    Авторское право: История появления и принцип действия — Право на vc.ru

    Авторское право возникает

    В Греции, в Римской империи, в средневековой Европе не было никаких проблем с тем, что сейчас называется «интеллектуальной собственностью». Картины писали месяцами, обычно на стенах (фрески, мозаика).

    Книги переписывали целыми монастырями, причем рынок книг был настолько мал и настолько закрыт, что авторы при всем желании не смогли бы определить тираж своих работ.

    Впрочем, авторы книг того времени обычно умирали мученической смертью и не оставляли после себя наследников. Так что проблема продаж никого особенно не волновала.

    Ситуация изменилась, как только появилось первое тиражное искусство — я имею в виду литературу и печатный станок. Книгопечатание породило пиратство.

    Поначалу с явлением боролись стандартными методами из средневековой цензуры (все книги и так проходили еретик-контроль).

    Однако постепенно издатели и авторы добились смягчения цензуры, а вместо лицензирования и контроля создали совершенно новую концепцию авторских прав.

    В чем заключалась новизна? Дело в том, что римское (и последующее средневековое) право работало только с материальными вещами.

    Скажем, если должник не возвращает раба («говорящее орудие»), нужно было предъявить вполне конкретный иск к тогдашнему «мировому судье» — претору.

    Если кто-то мешает вам пользоваться имуществом (скажем, заблокировал ворота повозкой), на это есть другой иск. И так далее.

    Но что делать, если похищен не материальный предмет, а абстрактный текст книги? Ведь автор не теряет своей собственности, ему никто не создает препятствий.

    Так появилась концепция «авторских прав», которые принадлежат создателю произведения.

    А объект авторских прав назвали «интеллектуальной собственностью», противопоставляя ее традиционным вещам (деньгам, недвижимости, животным, рабам и так далее).

    Концепция авторских прав

    Согласно концепции, автор произведения имеет целый «пучок» прав на него. Во-первых, права на его коммерческое использование (продажу, исполнение за деньги, словом, любое получение прибыли).

    Даже некоммерческое использование в ряде случаев должно согласовываться с автором.

    Например, формально нельзя ставить в кафе музыку, не выплачивая автору отчислений (вот что значит надпись «только для домашнего прослушивания / просмотра»).

    Во-вторых, автор имеет «личные», неотчуждаемые права на свое произведение, которые принадлежат только ему. Автор сохраняет их, даже если передал свое произведение для продажи издательству, студии и так далее.

    О каких правах идет речь? В первую очередь это право авторства (не путать с авторским правом) — произведение нельзя приписывать никому, кроме автора.

    Также речь идет о защите произведения: издатель не может, скажем, изменить имена героев романа без согласия с автором.

    Авторские права появились в 1886 году в Бернской конвенции. Впоследствии сроки неоднократно пересматривались, принимались новые документы, но принцип глобально остался тем же. Так что законодательство об интеллектуальной собственности и, в частности, авторское право во всем мире более-менее единообразное. В России оно применяется в рамках IV части Гражданского кодекса.

    Вернемся к концепции авторских прав. С одной стороны, такой подход — авторское право возникает у автора и только он имеет право им пользоваться — самый простой из возможных.

    Авторам просто дали юридическое право на свои произведения, признали, что право может быть не только на материальные объекты, но и на слово, изображения, музыку.

    Впоследствии к объектам авторских прав добавились и другие: гарнитуры шрифтов, крой одежды, 3D-модели и так далее, но принцип остался тот же: у автора есть права извлекать прибыль и этим правом может распоряжаться только он.

    С другой стороны, такой подход вызывает проблемы при доказывании авторства. Ведь авторские права согласно концепции появляются в момент создания произведения.

    Они нигде не регистрируются, нигде не фиксируются автором. Значит, на практике автором будет тот, у кого произведение появилось раньше: в случае спора права передадут ему.

    Из-за этого авторы вынуждены идти на ухищрения, чтобы подтвердить свое первенство на случай спора.

    Доказывание первенства

    Конечно, самый простой способ обеспечить свое авторство — опубликовать работу под своим именем. Статья в журнале, запись в блоге имеют независимый «показатель времени публикации». Но что, если автор не хочет публиковать свою работу? В этих случаях применяется целый ряд «костылей», чтобы привязать произведение к дате.

    Во-первых, определенный вес имеет датировка почты. Особенно это было популярно у советских авторов. Книгу отправляли себе на почту заказным письмом. Если не вскрывать конверт, дата на штемпеле будет подтверждать, что содержимое было у автора (адресата) на определенный момент.

    Другой вариант датировать документ — нотариус. Он не удостоверяет авторство, да и дату, в общем, не гарантирует. Основная задача нотариуса — устанавливать тождественность документов, подписей и так далее. Однако при заверении, скажем, подписи нотариус ставит дату. Соответственно, можно попросить его заверить подпись на фотографии — и нотариус проставит рядом печать и дату заверения.

    Более серьезный вариант — депонирование, то есть ответственное хранение произведения. Эта услуга есть у нотариуса (дороже), а также у ряда негосударственных организаций, связанных с интеллектуальной собственностью (дешевле).

    В этом случае вы сможете предъявить суду бумагу о том, что с определенной даты произведение находилось на хранении (скажем, в Российском авторском обществе). Конечно, это не государственный орган, но суды доверяют таким бумагам.

    произведения

    Поскольку права возникают с момента создания произведения, никто не проверяет, имеет ли оно смысл. Даже случайный набор символов (как в последних главах «Нормы») защищается авторским правом.

    То же самое относится и к абстрактной живописи, скажем, и к детским рисункам.

    Под вопросом права на рисунки или фотографии, сделанные животными: известен кейс с обезьяньим селфи, которое в равной степени принадлежит и владельцам зоопарка, и владельцу камеры.

    При таком буквальном толковании произведения — все, что создано автором — неминуемо возникают споры. Скажем, до какой степени нужно исказить произведение, чтобы оно стало новой работы? Это может касаться как коллажа, так и пародии или постмодернистской аллюзии.

    Вопрос в каждом случае решается по-разному. Так, «Порри Гаттер и каменный философ» — однозначно законная пародия, а «Братва и кольцо» Гоблина точно нарушает авторское право (поэтому официально это произведение не транслировалось).

    Установленного процента оригинальности, после которого произведение перестает считаться плагиатом, нет.

    Наличие у автора прав практически не влияет на появление произведений других авторов. «Евгений Онегин» не закрыл рынок для «Героя нашего времени».

    Поэтому авторское право работает очень долго: сейчас это 70 лет с момента смерти автора (после смерти его правами распоряжаются наследники).

    А в тех случаях, когда произведение нужно для научных, образовательных или иных подобных целей (скажем, в качестве иллюстрации), есть исключение в виде статьи 1274 Гражданского кодекса.

    Срок в 70 лет, правда, не всегда был таким. Скажем, до присоединения СССР к Женевской конвенции в 1973 году авторское право на фотографии действовало всего 5 лет с момента съемки.

    Поэтому советские фотографии, сделанные до 1968 года, можно свободно воспроизводить без согласования с авторами.

    В каждом случае, чтобы определить, защищено ли произведение, нужно знать время его создания, а часто и даты смерти участников (скажем, для кинофильмов).

    Что же происходит, когда срок действия авторских прав наконец заканчивается? После этого произведение переходит в общественное достояние (public domain). Это значит, что произведение можно использовать как угодно: издавать, продавать и так далее.

    Да, вы можете издавать, скажем, русскую классику и при этом никому не платить отчислений. Нельзя только нарушать неимущественные права — права авторства и праву на защиту от искажений.

    Так как произведением владеет «общество», то, увидев книгу Толстого под фамилией Пупкина, любой сознательный гражданин может подать иск в защиту чести классика.

    Смежные права

    Года 3-4 назад «ВКонтакте» стала блокировать музыку по запросу правообладателей. Помню бугурт, который с этим был связан. Люди бойкотировали Лазарева, кидали друг другу возмущенные демотиваторы и все такое. Так вот, успехом пользовались скриншоты, на которых были изъятые «по требованию правообладателей» треки «пение соловья» или «Реквием» Моцарта.

    Однако ничего удивительного здесь нет. Авторские права могут возникать не только у авторов. Эти права называются смежными («смежные с авторскими») и имеют совершенно ту же природу.

    Скажем, произведения Моцарта давно в общественном достоянии. Но ведь Моцарт написал только ноты. Исполнение музыки сильно отличается от состава оркестров, условий записи, инструментов и так далее. Согласитесь, оркестр, записав Моцарта, имеет моральное право потребовать вознаграждения. Это и есть смежное право исполнителя.

    Другое смежное право, которое тоже часто встречается — право транслятора. Скажем, радиостанция имеет право на защиту трансляции, даже скомпилированной из сетов отдельных музыкантов. И «Рекорд», например, может потребовать убрать свои сеты с вашего сайта, даже если авторы треков не против.

    Защита прав

    Концепция авторских прав практически не включает государство. Не нужно ничего регистрировать, удовлетворять требованиям, нужно лишь доказать первенство. Однако авторское право — это право конфликтов. Оно не нужно в «спокойном» состоянии, когда авторские права никто не нарушает. Оно нужно в случае спора, в частности, судебного спора о прибылях и упущенной выгоде.

    Представьте, что вы позвали друга в гости, ушли в магазин за пивом, а когда вернулись, он отказался вас впускать. У вас есть абстрактное право на жилище, возможно, даже право собственности на квартиру. Но для наряда милиции, который приедет разбираться с ситуацией, сыграет роль в первую очередь штамп в вашем паспорте: прописки будет достаточно, чтобы вскрыть дверь и выпроводить друга.

    Точно так же и с интеллектуальной собственностью. Авторское право — это абстрактное право на жилище. А вот штампа прописки оно не дает. Без конкретной прописки в случае спора вам нужно доказывать свое право на часть помещения, а с пропиской все легко: один раз поставил и можешь не беспокоиться.

    Из-за этого всего защита авторских прав — долгое и кропотливое дело. Мейджор-лейблы, кинокомпании и подобные гиганты берут судебную и прочую волокиту на себя.

    Но как быть исполнителям, которые сами хотят зарабатывать на своих произведениях? Они могут обратиться в фирмы, занимающиеся «защитой прав», в организации, борющиеся за копирайт. Эти структуры зарабатывают «доением» пиратов исками и штрафами, а музыканты получают с этого определенный процент.

    Правда, случается и «friendly fire» — например, когда копирайт-головорезы группы Deep Purple засудили саму группу за концерт в Ростове-на-Дону. И юридически, кстати, были совершенно правы.

    В общем, авторские права — самый очевидный способ оформления интеллектуальной собственности без участия государства. Однако он неудобен на практике и неприменим для интеллектуальной собственности, основанной не на форме, а на содержании. Я имею в виду изобретения (патенты), о них в следующем выпуске.

    P. S. Какие темы вам еще интересны? Напишите в комментарии, и я обязательно про них расскажу.

    Источник: https://vc.ru/legal/8977-about-copyright

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.