Директивное регулирование

Директивный стиль управления — убийца инициативности сотрудников?

Директивное регулирование

Часто приходится слышать от руководителей – как повысить инициативность сотрудников, вовлечение, исполнительность? Почему, не смотря на все усилия, попытки вовлечь сотрудников в определенные новые проекты, все это дается с огромным трудом или вызывает молчаливое сопротивление, этакий саботаж? Почему многие инициативы приходится вводить указами и распоряжениями, порой, грозя штрафами за неповиновение?

Давайте разберемся с директивным стилем управления, оценим его последствия для организации и постараемся понять, почему сотрудники становятся инертными и молчаливо сопротивляются не только нововведениям, но и, казалось бы, совершенно естественным правилам и процедурам.

Признаки директивного стиля управления:

Директивный стиль является одной из наиболее естественных форм управления, основанный на а) исторически сложившихся российских традициях не только в управлении, но и в образовании, культуре взаимоотношений, в том числе в семье б) недостаточных управленческих компетенциях и должного опыта самих управленцев. Как правило, директивный стиль управления имеет следующие признаки – все или их совокупность:

  1. «Делай то, не делай этого».

Вышестоящий по иерархической лестнице, более опытный и мудрый, дает поручение менее опытному выполнять определенные действия. Иногда (!) используются вежливые формы обращения: «Пожалуйста, сделай», «Будь добр, напиши» и тп.

Контроль выражается в необходимости предоставления обязательных отчетов о проделанной работе (предпочтительно – письменно), как следствие – бюрократия и то, что называется хорошим русским словом «умасливание», в отчетах пишут то, что начальник хочет прочитать. Тем более что то, что написано пером, не может быть вырублено топором, и отчеты носят характер письменных показаний при следственных действиях.

Дополнительно к этому — внезапные проверки, во время которых сотрудник получает конструктивную обратную связь прямо на месте. Обнаружил такой директивный руководитель пробел, недостаток в работе – тут же сотруднику об этом сообщил, попросил исправить, объяснил, что конкретно и как исправить.

С целью контроля часто используются данные службы безопасности: данные о количестве часов, проведенных на рабочем месте, контроль за опозданиями, использование данных видеонаблюдений – и все для того, чтобы руководитель мог проконтролировать выполнение или невыполнение отдельных функций сотрудниками, иметь подтверждение и доказательство вины сотрудника.
  1. Система оплаты, построенная на штрафах.

Переменная часть зарплаты платится в том случае, если сотрудник ничего не нарушил.

Буквально заранее работодатель предполагает, что сотрудник нарушать может или будет, и, на всякий случай, оставляет себе «лазейку», тем более что российское трудовое законодательстве предусматривает слишком сложный, если не невозможный, процесс наказания сотрудника «рублем», или, как крайняя мера — увольнения за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей.

  1. Отсутствие налаженной, работающей обратной связи с сотрудниками.

Руководители не умеют фасилитировать и модерировать дискуссии, не умеют слушать и слышать так, чтобы диалог с сотрудниками был бы продуктивным. Почти любая коммуникация со сотрудником представляет из себя монолог руководителя.

Последствия

У каждой медали есть как две стороны, а также ребро.

Хотя у такого стиля управления и есть определенные преимущества, и, в ряде случаев, только так и нужно, огромным недостатком является медленное, но верное убийство инициативности, которое постепенно переростает в корпоративную культуру.

Нет, не ту, которая прописана в виде миссии, которую внедряют в головы сотрудников всеми доступными и способами HR и отдельные, особо мотивированные, руководители. А в ту реальную, которая транслирует «у нас тут вот так дела делаются».

Почему убийство инициативности?

Судите сами. Вот что примерно происходит в голове у сотрудника, работающего в организации, в которой превалирует такой директивный стиль управления:

  1. Мне скажут, что делать и как. Чтобы я ни думал, моего мнения не спросят, а если и спросят, не примут во внимание. Хорошо, если на смех не поднимут.
  2. Если я что-то не так сделаю, мне придут об этом и скажут. Может не всегда, через раз или через три, но придут и поправят. Далее см п.1.
  3. Если я лично не согласен делать так, как мне говорят, я буду делать по своему. Мне так удобнее / Я считаю, что так будет лучше (нужное подчеркнуть). Если руководство обнаружит, ну что ж, значит обнаружит. Далее см п.2.
  4. Мое мнение никого не интересует, потому есть п.1.

В результате – сотрудники действительно превращаются в вялых, безинициативных полу-роботов. Так как потребность в самоактуализации (спасибо пирамиде Маслоу) остается, сотрудник находит ее в противопоставлении власти, неподчинению.

Многие сотрудники становятся благодаря этому неформальными лидерами или теми, на кого кивают: «А вот почему ему можно, а мне нет?». При том что в кулуарах и инициативность есть, и дискуссии, но только в кругу «своих».

А руководитель при таком раскладе – ни как не «свой».

Руководителю ничего не остается, кроме как выполнять функции контролера при конвейере – следить, чтобы конвейер выдавал бы штампованные детали с минимальным процентом брака. Конвейер при этом может разладиться в любой момент, а руководитель пребывает в постоянном стрессе, ожидая сбоев.

Что делать?

Сегодня в большинстве организаций добавленную стоимость и конкурентное преимущество создают именно люди, поэтому вовлеченные, увлеченные своей работой сотрудники – залог успешности организации. Обеспечить или инициировать исполнительность и вовлеченность системой контроля невозможно — в силу предопределенности процессов, описанных выше.

Чтобы выскочить из этого замкнутого круга, есть несколько действий, с которых стоит начать – как минимум. Как максимум – осознать необходимость серьезных изменений в организации, и это возможно только тогда, когда Вас лично настолько достанет быть контроллером при конвейере, что Вы захотите изменений, поймете, что так больше нельзя и в серьез настроитесь на действия.

Минимальный набор действий может быть следующим:

  1. Мнение окружающих имеет право на существование.

Научитесь пользоваться «золотой тишиной»: научитесь молчать и слушать, дайте другим возможность высказаться. Спрашивайте мнения других, особенно подчиненных, и дайте им возможность ответить.

Возможно, им потребуется несколько минут, чтобы собраться с силами.

Корректируйте решения в зависимости от обратной связи, если она достаточно весомая, или находите аргументы разъяснить и убедить, сделав сотрудников своими истинными сторонниками, а не противниками.

Объявляя о принятом решении, потрудитесь объяснить сотрудникам полностью и детально причины, по которым именно это решение принято, каковы обстоятельства для принятия того или иного направления деятельности, какие альтернативы рассматривались и почему они были отвергнуты. Да, на это нужно время, но оно стоит того.

  1. Вовлекайте сотрудников в выработку решений.

Позвольте сотрудникам принимать участие в принятии решений. Если Вы, как управленец, видите проблему, обсудите этот вопрос со своими подчиненными. Удостоверьтесь в том, что они тоже видят в этом проблему, и позвольте им выработать решение.

По началу это будет очень сложно – сотрудники не привыкли, что их мнение кого-то интересует. И Вам будет сложно – Вам придется буквально хватать себя за руки-за ноги, чтобы не вернуться к старому доброму способу директивного управления, тем более что многие способы и методы уже давно стали Вашим автопилотом, естественной реакцией.

Это не страшно. Работа над собой никогда не бывает легкой. Нет волшебной шоколадки, которую можно съесть и вдруг все станет по другому.

Но если Ваша мотивация изменить эту ситуацию, сделать так, чтобы сотрудники стали бы Вашим надежным тылом, а не конвейером, который нужно постоянно обслуживать, достаточно сильна, у Вас все получится.

Предложенные шаги – лишь минимальный, как было отмечено, набор действий.

Результат – гибкая система управления, построенная на справедливости, вовлечении, ориентированная на результат. Исполнительность станет естественным типом поведения – у сотрудников просто не будет причин сопротивляться.

Источник: http://addonetouch.com/direktivnyj-stil-upravleniya-ubijca-iniciativnosti-sotrudnikov/

Директивное ценообразование: влияние государства на цены

Директивное регулирование

В большинстве случаев цена состоит из затрат на производство, сбыт, содержание административного блока компании и желаемой прибыли – наценки. Но при таком подходе предприниматель может чрезмерно увлечься и существенно завысить цену. Чтобы поддерживать цены на приемлемом уровне, используется директивное ценообразование.

Что такое директивное ценообразование, понятно уже из названия. Цена устанавливается с учетом директив – приказов и рекомендаций сверху. Сначала производитель суммирует затраты на производство, нормы рентабельности. Затем полученные цены «отправляет» на проверку государству. 

Директивное ценообразование было распространено в России в период СССР, когда экономика была командной. Сейчас оно существует в нескольких азиатских странах, в которых сильна роль государства во всех сферах жизни людей. 

Благодаря этому государство контролирует уровень цен на некоторые продукты. В отличие от пошлин, налогов, дотаций, это вмешательство считается прямым, а не косвенным. 

В чем заключается госрегулирование цен

Еще несколько лет назад государство практиковало политику полного невмешательства в процесс ценообразования. Сегодня по-прежнему нет единых норм и законов, в соответствии с которыми власть регулирует цены. Все действия государства в этой сфере непоследовательны. 

Власть в качестве инструментов ценового регулирования использует различные законодательные, административные, бюджетные мероприятия. В некоторых федеральных законах, статье 7 в Конституции, указах Президента перечислены рычаги прямого и косвенного воздействия.

Вот зачем государство устанавливает или рекомендует предпринимателям цены:

  • чтобы не допустить роста цен от инфляции;
  • чтобы поддерживать прожиточный минимум населения;
  • чтобы развивать здоровую конкуренцию;
  • чтобы обеспечить паритет цен во всех звеньях и отраслях экономики.

Регулирование цен используется не только для достижения целей, но и для решения мелких задач.

Например, с помощью директивного ценообразования власть стимулирует рыночные отношения, создает условия для честной конкуренции.

Благодаря политике вмешательства в ценообразования финансовая деятельность становится более безопасной и предсказуемой. Вот какие еще задачи решает директивное ценообразование:

  • население защищено экономически и социально;
  • частная, акционерная, муниципальная собственность защищена;
  • перемещение товаров и услуг происходит свободно и упорядоченно.

Обычно устанавливается верхний предел цены, чтобы потребители имели возможность приобрести товары и услуги по ценам ниже рыночных. Но иногда государство контролирует нижний порог цен. Это практикуется в двух случаях:

  • как необходимость экономической поддержки некоторых отраслей, например, сельского хозяйства;
  • как необходимость снизить объем продаж, в соответствии с социальной политикой государства, например, установление минимальной розничной цены на сигареты.

Яркий пример директивного ценообразования – лекарственные препараты и продукция гособоронзаказа. Когда компания производит и продает лекарства, она сталкивается с такими директивами:

  • перечень жизненно-необходимых медицинских препаратов;
  • прописанные методики ценообразования;
  • ведение реестра лекарственных средств и принятых наценок на них.

Что подвергается регулированию

Теоретически государство может вмешаться в любую отрасль прямыми или косвенными способами. Но на практике есть лишь несколько отраслей, где наблюдается директивное ценообразование. Это:

  • природный и другие виды газа, в том числе сжиженный;
  • вся продукция ядерно-топливного цикла;
  • электро- и тепловая энергия, в том числе та, которая поставляется в жилые помещения;
  • драгоценные камни и металлы;
  • нефть и ее транспортировка;
  • грузовые перевозки;
  • пассажирские ЖД-перевозки, в том числе перевозки багажа;
  • доставка почтовых сообщений;
  • услуги связи;
  • авиаперевозки и услуги для пассажиров в аэропортах;
  • алкогольная продукция крепостью выше 22 %;
  • лекарственные препараты.

Виды воздействия на цены

Власть использует несколько способов влиять на ценообразование:

  • установление фиксированной цены. Кроме прямой установки конкретной цены, государство может замораживать свободные места на рынке и фиксировать монопольные цены, поддерживая эту монополию;
  • установка регулируемых цен. В этом случае государство устанавливает нормы для компании, а она в рамках установленных границ сама определяет цену на свои продукты. В рамках этой стратегии государство также может установить коэффициенты, предельные цены, максимальные или минимальные уровни для временных цен (если продавец устраивает временную акцию);
  • установление свободной цены. Такой подход тоже относится к директивному ценообразованию. Напрямую власть не указывает, за сколько должен продавать свой продукт производитель. Однако вводит запреты на некоторую деятельность на рынке. Запреты необходимы, чтобы избежать недобросовестной конкуренции. Например, государство может запретить ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу.

Также власть может регулировать цены экономическими методами. За счет дотаций, льгот государство добивается снижения цены на продукт. Вот как это происходит:

  • вводятся или отменяются различные таможенные ограничения, налоги, меняется размер эмиссии денег. Напрямую это не влияет на стоимость товара, но от этого зависит стоимость импортного сырья, ингредиентов, компонентов, инструментов для работы. Это влияет на себестоимость и вынуждает производителя повысить или понизить цену;
  • завышаются издержки производства. Издержки могут быть расчетными и действительными. Именно первые санкционировано растут, что приводит к росту цен;
  • отрасли, в которых работают государственные предприятия, зачастую полностью ими контролируются. Если в этой отрасли предложение ограничено, значит, именно госкомпания диктует примерный уровень цен и остальные предприятия должны придерживаться его. Если будут сильно снижать цены, то это будет считаться напрасным демпингом, ведь «выжить» государственную компанию с рынка не получится. В случае с завышением цены такие фирмы просто получат меньше клиентов;
  • государство поощряет экспорт, то есть освобождает экспортеров от налогов. В некоторых странах власть даже используют специальные экспортные субсидии, предоставляет экспортерам кредиты по сниженным ставкам или особые транспортные тарифы. Все это ведет к смещению цен на мировом рынке.

Контроль за применением рекомендованных цен

Государство имеет право не только установить цену, но и контролировать, как предприниматели соблюдают установленные ограничения. Органы, контролирующие предпринимателей, разделяются по уровням:

  • министерство экономики РФ контролирует на федеральном уровне;
  • органы исполнительной власти в регионах;
  • органы местного самоуправления;
  • антимонопольные службы;
  • государственные торговые инспекции;
  • налоговая служба.

цель наблюдения со стороны правительственных органов – контроль за прожиточным минимумом. Власть наблюдает за ростом той суммы, которая необходима гражданину для минимально комфортного проживания. В зависимости от этого роста государство индексирует пенсии, МРОТ. 

Последствия директивного ценообразования

После того как государство установило свои цены на товары, рынок начинает меняться. Вот что с ним происходит, если власть устанавливает верхний порог цен:

  • количество товаров уменьшается, не все покупатели могут приобрести необходимый продукт официально. Поэтому возникает черный рынок, где продавцы осуществляют нелегальные сделки и рискуют подвергнуться административным штрафам. Эти риски тоже закладываются в цену как производственные затраты. Следовательно, на черном рынке цены заметно выше, чем на белом;
  • чтобы заработать больше, компания вынуждена производить больше единиц товара. Так как цена строго ограничена, придется сокращать затраты на производство. Логичнее всего сделать это за счет сырья, оборудования. Качество товаров будет снижаться. Как только потребители заметят снижение качества, они будут покупать меньше. Следовательно, снизится спрос.

Если установлен нижний порог цен, также есть последствия для рынка. Когда власть устанавливает цену выше среднерыночной, потребители снижают частоту и объем покупок. Спрос падает, при этом компания все равно производит прежнее количество продукции.

Избыток нужно куда-то деть. Может возникнуть черный рынок, где те же товары будут продаваться дешевле, чем в официальных магазинах. Чтобы это предотвратить, государство должно выкупить все избыточное предложение или выплачивать производителю дотации.

Таким образом директивное ценообразование – это явление, которое активно существовало в прошлом столетии, затем пошло на убыль. Однако сейчас предприниматели вновь наблюдают, как власть влияет на рынок.

Стандарты, нормы, по которым можно спрогнозировать поведение государства, пока не разработаны, не сведены в единую систему. Нельзя однозначно сказать, как повлияет директивное ценообразование на рынок.

У современных форм влияния есть преимущества: они помогают поддерживать равновесие на рынке и сдерживать рост цен, рост прожиточного минимума.

С другой стороны, при директивном ценообразовании возможны негативные последствия в виде образования черного рынка, дополнительных затрат для государства. Предпринимателям, работающим в тех отраслях, в которых заинтересовано государство, необходимо вовремя адаптироваться к возможным директивам.

Источник: https://blog.oy-li.ru/direktivnoe-tsenoobrazovanie-vliyanie-gosudarstva-na-tseny/

18.8. Директивное регулирование

Директивное регулирование

Директивноерегулирование требует точного определенияоптимальной величины внешних эффектовпри использовании ресурсов. В этомслучае государство действует в двухнаправлениях – либо устанавливаетмаксимальный уровень их использования(Q0на рис. 18.2), либоограничивает технологии и параметрыоборудования.

Вбольшинстве стран такое регулированиеуровня использования ресурсов являетсяпреобладающим. В то же время применениеданного инструмента несет в себе большоеколичество недостатков. Во-первых, дляконтроля за соблюдением квот требуетсяразвитая система мониторинга, в своюочередь, влекущая за собой высокиеиздержки.

Во-вторых, для гибкогорегулирования применительно к каждойфирме необходимо знать функцию ее затратна сокращение внешних эффектов (длясоздания равных экономических условийдля каждой фирмы), однако возникающиепри этом искажения информации (из-законфиденциальности ее характера илииз-за преднамеренной ложной информации,выдаваемой самими фирмами) не позволяютдостичь поставленной цели.

В случае выборавторого направления регулированиякаждой фирме выдвигаются требованияустановить определенное оборудование,которое характеризуется определеннымуровнем создания внешних эффектов, непревышающей оптимальный.

Такой контрольтребует гораздо меньших затрат ихарактеризуется самым коротким срокомдостижения необходимого эффектарегулирования. Основным недостаткомданной меры является ее негибкость вотношении инициативы самих фирм.

Вдолговременном периоде это приводит кразвитию только отдельных направленийтехнологий.

Отдельныеразновидности директивных методовмогут комбинироваться и оказыватькомплексное воздействие натоваропроизводителей.

Однако в целомкомандно-административному регулированиюприсущи такие недостатки, как искажениеинформационных сигналов для собственниковресурсов, ведущие к их еще болеенерациональному использованию и резкоеувеличение бюрократического аппарата,который стремится еще более расширятьсферу действия этого инструмента,замещая им экономическое регулирование.

18.9. Выбор между налогами и нормативами

Такой выбор всегдаявляется затруднительным для государства,так как нельзя достаточно точно подсчитатьпоследствия введения корректирующихналогов или нормативов.

Главной проблемойпри этом является время – принятиезаконодательных актов касательновнешних эффектов всегда требует временина разработку и утверждение. Последствияошибки могут быть негативными дляэкономики.

Рассмотрим ситуации, когдапредпочтительнее тот или иной инструмент.

Корректирующиеналоги могут оказаться эффективнейнормативов, если дают возможностьуменьшать совокупные издержки фирм придостижении оптимальной величины внешнихэффектов и стимулируют развиватьтехнологию, характеризующуюся болеенизкими внешними эффектами.

Рис.18.5. Случай предпочтения налоговнормативам.

Для пояснениянеобходимо сравнить, каким образомможно добиться определенного уровнявнешних эффектов. Кривые MCA1 и MCA2представляют собой графии предельныхиздержек на уменьшение внешних издержекдвух фирм (рис. 18.5.). Предположим, чтокаждой из фирм необходимо уменьшитьобъем внешних эффектов с Q4до Q2.

При различных предельных издержкахсоблюдение норматива для первой фирмывынудит ее увеличить издержки до T1,второй фирмы до T3.В то же время, установление налога вразмере T2приведет к тому, что первая фирма,добиваясь равенства предельных издержекна сокращение внешних эффектов и налогана их производство, будет вынужденасократить объем производствасоответствующий объему внешних эффектовQ3.

При этом вторая фирма, в связи с тем, чтоу нее предельные издержки на сокращениевнешних эффектов ниже, увеличит объемпроизводства соответствующий объемувнешних эффектов Q2.

Если Q3– Q2= Q2– Q1,то при сравнении издержек на сокращениевнешних эффектов первой фирмой(вертикальная штриховка) при введениинорматива и издержек на сокращениевнешних эффектов второй фирмы(горизонтальная штриховка), становитсяочевидным, что в данном случае введениеналога экономически более эффективно.

В то же время,существуют случаи, когда нормативыболее предпочтительны налогам. Такаяситуация возникает, когда криваяпредельных общественных издержекотносительно неэластична, а криваяпредельных издержек уменьшения внешнихэффектов относительно эластична (рис.18.6.).

В этом случае ошибка при установлениикорректирующего налога (Т2вместо Т1)приводит к величине внешнего эффекта(площадь фигуры ABC)значительно большей, чем при схожей повеличине ошибке при установлениинеправильной величины норматива (Q3вместо Q1)– площадь фигуры ADE.

В условиях недостаточности информациитакая ситуация может привести кнеобратимым для экономики последствиям.

Рис.18.6. Предпочтение нормативов налогам вусловиях

недостаточностиинформации.

Источник: https://studfile.net/preview/5613795/page:95/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.