Неохраняемые объекты авторского права

Охраняемые и неохраняемые произведения / авторское право. вводный курс

Неохраняемые объекты авторского права

  • Понятие произведения
  • Качество произведения
  • Форма выражения произведения
  • Произведения, охраняемые авторским правом
  • Произведения, не охраняемые авторским правом
  • Охрана идей
  • Охрана официальных документов
  • Охрана произведений народного творчества
  • Охрана названий и иных частей произведений
  • Охрана персонажей
  • Соотношение прав на произведение и прав на товарный знак
  • В законодательстве понятие «произведение» не определяется, указывается лишь, что авторское право распространяется на произведения, являющиеся результатами творческой деятельности (ст. 6 Закона об авторском праве).

    Предполагается, что любое произведение – это результат творческой деятельности, однако понятие творческой деятельности также является неоднозначным.

    Обычно поясняется, что имеется в виду не всякая творческая деятельность, а которая приводит к возникновению произведения.

    Таким образом, круг замыкается: произведение определяется как результат творческой деятельности, a творческая деятельность – как деятельность, приводящая к созданию произведения.

    Иногда отмечается, что в качестве произведений должны рассматриваться только оригинальные результаты творческой деятельности, но при этом не исключается возможность самостоятельного и независимого создания разными авторами одинаковых произведений. Разумеется, для книг и иных больших произведений такое совпадение невозможно.

    Проблема состоит в том, что в качестве произведения может рассматриваться любая его часть, представляющая результат творческой деятельности, вплоть до отдельных предложений, фраз, названий и даже отдельных оригинальных слов. Бывает очень трудно определить ту грань, за которой часть произведения перестает признаваться произведением.

    На практике большое значение имеет судебное усмотрение, которое пока не выработало каких-либо единых подходов.

    Интересно отметить, что складывающаяся судебная практика все же идет по пути признания авторских прав не только на отдельные создаваемые авторами слова, но и на названия персонажей, особенно если они стали широко известными в России и ассоциируются именно с произведениями данного автора.

    Охрана должна предоставляться независимо от назначения и достоинства произведения. Для получения охраны произведение должно быть выражено в объективной форме (устной, письменной и т. д.).

    В Законе специально указаны также произведения, не охраняемые авторским правом (законы, судебные решения и т. д.).

    Закон не предусматривает какой-либо зависимости между предоставлением охраны произведению и его «качеством». Авторское право распространяется на любые произведения, независимо от их назначения и достоинства.

    Автора, написавшего безнравственное или клеветническое произведение, можно критиковать, не публиковать, преследовать в гражданском или уголовном порядке, однако авторское право на его произведение все равно признается. С точки зрения авторского права произведениями могут быть признаны даже протоколы допросов, если их содержание в достаточной степени оригинально, творчески самостоятельно.

    Для предоставления охраны произведение должно быть выражено в объективной форме. Это вовсе не означает, что оно обязательно должно быть закреплено на каком-либо долговечном материальном носителе.

    Объективной формой признается не только письменная форма, звукозапись, видеозапись, рисунок или фотография, но даже устная форма – произнесение произведения в присутствии публики. Исполнение на музыкальном инструменте произведения также будет считаться его выражением в объективной форме.

    Формально охрана не зависит от способа выражения произведения, хотя, разумеется, обеспечить защиту авторских прав для устных произведений может оказаться весьма затруднительно.

    В ст. 7 Закона об авторском праве перечислены виды охраняемых авторским правом произведений, однако их перечень является незамкнутым (неисчерпывающим) и служит только для примерной классификации встречающихся на практике произведений. Вопрос о целесообразности закрепления подобного перечня в законе является дискуссионным.

    Следует также упомянуть, что в Законе часто используется выражение «произведения науки, литературы и искусства» – в тех случаях, когда речь идет о любых возможных произведениях. Деление на «произведения науки», «произведения литературы» и «произведения искусства» реального практического значения не имеет.

    Иллюстрации к положенной на музыку сказке о Золушке. Рисунок Шарля Франсуа Добиньи. 1843

    Некоторые результаты творческой деятельности не охраняются авторским правом, на что специально указывается в Законе.

    Во-первых, это относится к таким достижениям, как идеи, открытия, поскольку считается, что они могут возникать в результате творческой деятельности разных авторов совершенно независимо друг от друга, в отличие от случаев копирования оригинальной формы их выражения. Не охраняются авторским правом также факты, хотя их оригинальное изложение может претендовать на авторско-право-вую охрану.

    Во-вторых, в отношении ряда объектов закон специально оговаривает, что авторское право на них не распространяется, хотя они являются произведениями.

    К числу таких объектов относятся законы, судебные решения, государственные символы и т. д.

    Считается, что введение их охраны создало бы препятствия для широкого использования, доступа к ним граждан, нормального функционирования институтов гражданского общества.

    В п. 4 ст. 6 Закона специально оговаривается, что «авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты».

    Теоретически данное положение объясняется тем, что авторское право охраняет форму произведения, а не его содержание. Предполагается, что одну и ту же идею можно выразить в разных формах, и авторское право не должно этому препятствовать.

    Так, на один и тот же сюжет может быть создано неограниченное количество творчески самостоятельных произведений.

    И все-таки утверждение об охране авторским правом только формы произведения является не совсем верным.

    Например, для произведений скульптуры и многих других произведений изобразительного искусства содержание по существу неотделимо от формы.

    Иногда предпочитают говорить о том, что авторское право охраняет «содержание произведения через его форму» или «форму, отражающую определенным образом конкретное содержание».

    Интерес к возможности охраны идей с помощью авторского права часто проявляют научные работники, в том числе в связи с прекращением в России государственной регистрации открытий.

    На самом деле их чаще интересует не обеспечение охраны идей, а закрепление доказательств первенства, приоритета в их выражении. Для этого желательно иметь такой экземпляр произведения, дату создания которого можно доказать (см.

    : Доказательства принадлежности авторских прав).

    Законы, судебные решения и иные официальные документы исключены из сферы авторско-правовой охраны, что объясняется прежде всего необходимостью обеспечения наиболее свободного доступа к ним для всех заинтересованных граждан. Данное исключение не следует толковать расширительно, под его действие не подпадают официальные документы организаций, и в их отношении формально должны соблюдаться все требования закона об авторском праве.

    Слово имеет подсудимый. Рисунок Оноре Домье. 1835

    Охрана произведений народного творчества или выражений фольклора российским Законом об авторском праве не предусмотрена. Обычно это объясняют тем, что у таких произведений отсутствует конкретный автор, что в большинстве случаев не соответствует действительности.

    Утверждения о неизвестности автора произведения или существование у него множества авторов также нельзя использовать в качестве универсального критерия, поскольку и то и другое не делает его неохраняемым.

    Многие широко известные в России произведения ошибочно считаются неохраняемыми из-за недостатка имеющейся информации или в силу привычки к их свободному использованию.

    Особенности развития российского авторского права таковы, что охрана многих произведений неоднократно продлевалась либо даже восстанавливалась уже по истечении первоначально предоставленного срока действия прав на них. Например, текст известной в России новогодней песенки «В лесу родилась елочка» был написан Р.А.

    Кудашевой и опубликован в 1903 г. Кудашева умерла в 1964 г., но авторские права на ее произведения будут действовать в России как минимум 70 лет после ее смерти, т. е. до 2034 г. включительно. Кроме того, многие произведения народного творчества (сказки, былины и т. д.

    ) часто используются в «авторском пересказе» Алексея Николаевича Толстого, Эдуарда Николаевича Успенского и других известных российских авторов, у которых возникают собственные авторские права на созданные ими переработки таких произведений.

    В соответствии с российским Законом авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, которая сама по себе может рассматриваться в качестве произведения или, как указывается в Законе, является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Так, в качестве произведения будет рассматриваться как пьеса или книга в целом, так и любой авторский афоризм из нее. Однако в отношении отдельных слов или словосочетаний подобная определенность отсутствует, что затрудняет, в частности, охрану названий произведений.

    Формально название произведения считается одной из его частей и на него должны распространяться все положения, связанные с обеспечением их охраны. Так, чтобы название произведения охранялось авторским правом, оно само должно быть произведением, понятие которого также однозначно не определено в Законе.

    В условиях отсутствия четких критериев судебные решения оказываются совершенно непредсказуемыми. Нередко судьи учитывают степень известности названия произведения, особенности создания произведения и его названия или даже уровень оригинальности, хотя российским законодательством не предусматривается ни один из этих подходов.

    В настоящее время в России сложилась довольно парадоксальная ситуация.

    Закон об авторском праве не упоминает о персонажах, зато об охране авторских прав на них говорится в российском законодательстве о товарных знаках (в Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).

    В российской деловой практике самое широкое распространение получили приобретение и передача именно авторских прав на персонажи, однако в ряде случаев их охрана может быть надежно обеспечена только при условии регистрации в качестве товарных знаков их названий и (или) изображений. Для осуществления такой регистрации требуется получение согласия от авторов персонажей, в противном случае регистрация товарного знака может быть признана недействительной.

    Как свидетельствует весьма немногочисленная судебная практика, решения по делам, связанным с использованием персонажей, во многом зависят от конкретных обстоятельств.

    Зачастую суды пытаются путем расширительных толкований закона обеспечить защиту авторских прав известнейших российских авторов в условиях отсутствия развитых законодательных положений о недобросовестной конкуренции или авторско-правовой охране персонажей.

    Оформление приобретения у российских авторов прав на использование на территории Российской Федерации их персонажей либо их названий, образов, внешнего вида является очень непростой задачей. Наиболее надежным в настоящее время представляется заключение одновременно двух договоров:

    1) о предоставлении авторских прав;

    2) предоставлении прав на товарный знак (лицензионного соглашения или договора об уступке товарного знака), который подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по патентам и товарным знакам.

    Следует отметить, что в России в настоящее время под персонажем чаще всего понимают наименование, образ или внешний вид вымышленного героя литературного или аудиовизуального произведения, в то время как за рубежом к числу персонажей иногда относят не только вымышленных героев, но и актеров, исполняющих те или иные роли, а также известных спортсменов, моделей и т. д., в результате чего права на персонаж в таком широком понимании тесно связаны с правами артистов-исполнителей, а также правами граждан на использование их изображений.

    Согласно российскому законодательству о товарных знаках регистрация в качестве товарного знака произведения, фрагмента произведения, цитаты или персонажа из них является незаконной, если она осуществляется без согласия «обладателя авторского права или его правопреемника» (ст.

    7 Закона Российской Федерации «О товарных знаках и знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).

    Таким образом, законодательство о товарных знаках отдает приоритет авторским правам перед правами на товарный знак, регистрация которого всегда может быть оспорена обладателями авторских прав, не дававшими согласие на ее осуществление.

    Источник: http://www.plam.ru/urist/avtorskoe_pravo_vvodnyi_kurs/p5.php

    Что не охраняется копирайтом?

    Неохраняемые объекты авторского права
    Неоднократно в своем блоге мы останавливались на вопросах авторского права. А сегодня давайте поговорим о тех вещах, на которые оно не распространяется. Знать о них в последнее время становится все более необходимо.

    Дело в том, что современный копирайт дает правообладателю очень большой объем полномочий: он может ходатайствовать перед судом о наложении ареста на «пиратские» экземпляры произведений, требовать «компенсации», минимальный размер которой ограничен десятью тысячами рублей, и пользоваться другими мелкими привилегиями, на которые так богата четвертая часть Гражданского кодекса.

    Поэтому часто при возможных спорах потенциальный истец, считая свои права нарушенными, объявляет их именно «авторскими правами», не имея к этому никаких оснований.

    Что такое творчество?

    Начнем с основного критерия, по которому определяется то, подлежит ли произведение охране копирайтом: творчестве.

    Согласно статье 1228 ГК, автором результата интеллектуальной деятельности признается «гражданин, творческим трудом которого создан такой результат».

    Этот критерий – общий для всех результатов интеллектуальной деятельности, для которых предусмотрено «авторство». Кроме произведений, охраняемых авторским правом, это могут быть, например, изобретения.

    Критерий творчества – это самый неочевидный признак охраняемого произведения. Заранее сказать, творческим ли трудом оно создано, или нет, просто нельзя: необходимо видеть его само.

    В совместном постановлении Верховного и Высшего Арбитражного судов, посвященном положениям четвертой части Гражданского кодекса, упоминаются основные критерии результата творческой деятельности – это новизна и оригинальность: «При анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом. Необходимо также иметь в виду, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.»

    С непониманием роли творческого труда в авторском праве связано одно распространенное заблуждение: о том, что «новым произведением» может считаться старое, которое «изменено на треть». Встречаются варианты, в которых фигурирует не «треть», а «тридцать процентов», «шестьдесят процентов» или еще какая-то величина. Иногда заблуждающийся апеллирует к «закону», правда, сам закон не называет. Разумеется, закона такого не существует.

    В том же постановлении разбирается и этот вопрос: «Право на неприкосновенность произведения (абзац первый пункта 1 статьи 1266 ГК РФ) касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося.

    Соответствующие изменения допускаются с согласия автора (или иного лица в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 1266 Кодекса), которое должно быть определенно выражено. При отсутствии доказательств того, что согласие было определенно выражено, оно не считается полученным.

    Переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего.»

    Как мы видим, граница между «новым» и «не новым» определяется тем, что происходит со «старым» произведением – перерабатывается ли оно, или нарушается его неприкосновенность. «Новым» произведение будет в том случае, если переработка носила творческий характер. В противном случае это будет «нарушение неприкосновенности», запрещенное Гражданским кодексом. Никаких «процентов» в законе и его толкованиях, данных судами, не упоминается. Кроме того, ГК (та же статья 1228) не относит к соавторам произведения лиц, которые только оказали автору содействие (техническое, консультационное, организационное или материальное), но сами творческого вклада в создание произведения не внесли. «Содействие» очень похоже на «нарушение неприкосновенности» тем, что не носит творческого характера. По общему правилу, предполагается, что любое произведение является результатом именно творческой деятельности, обратное придется доказывать. Однако, есть ситуации, когда имеет смысл презюмировать отсутствие творчества: например, форумная переписка, скорее всего, никакого творчества не содержит, а представляет собой обычные «информационные сообщения». Вот о них мы и поговорим далее.

    Право на информацию

    Здесь нам нужно перейти к статье 1259 ГК, которая описывает, что охраняется копирайтом, а также содержит перечень неохраняемых объектов. Наряду с официальными документами, государственными символами и произведениями народного творчества шестой пункт статьи относит к неохраняемым «сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер».

    Мы уже разбирали подробно вопрос об отграничении сферы действия Гражданского кодекса от закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который регулирует именно распространение информационных материалов, так что, если вы не читали той статьи, можете это сделать.

    Основная цель информационных сообщений – донести до читателя какую-то информацию, поэтому в них не используются никакие приемы, характерные для обычных произведений. Как правило, тексты таких сообщений пишутся с использованием обычных повествовательных предложений, в «официальном» стиле, без гипербол, сравнений и прочего полета фантазии. А вот когда такие художественные приемы в сообщении все же использовались, оно вполне может охраняться авторским правом.

    Сфера, в которой больше всего распространены такие сообщения – это деятельность разного рода информационных агентств. Неудивительно, что именно агентства чаще всего выступают инициаторами «закопирайчивания» новостей. Например, Associated Press борется техническими методами, в Бельгии – судятся, да и в России — иногда тоже.

    Одно из самых активных в этом вопросе – РИА «Новости»: во-первых, оно всячески стыдит «воров» в одном из разделов своего сайта, который называется «Проверено: плагиат». Хотя и непонятно, как «плагиатом» может быть использование материалов, большинство из которых авторским правом не охраняется.

    Все, о чем можно говорить в случаях, подобных описанным в этом разделе – нарушение закона «Об информации…», который содержит требование при использовании информации указывать ее источник.

    Во-вторых, в своей борьбе за новости РИАН пошло еще дальше и стало автором законопроекта, в котором предлагалось изменить правовой режим новостных сообщений и ввести для них ограниченную защиту копирайтом.

    Было это в позапрошлом году и с тех пор о проекте ничего не слышно.

    Подобные инициативы обычно сопровождаются утверждениями о том, что такое бесконтрольное копирование новостей лишает агентства доходов. Но совершенно непонятно, как при таком разграблении агентства умудряются быть чуть ли не самыми упоминаемыми компаниями в интернете.

    А они таки умудряются: по данным компании «Webscan», занимающейся составлением таких рейтингов, если в 2005 году лидировали по упоминаемости компании компьютерщиков и энергетиков, то в 2006, 2007, 2008 и годах «пьедестал почета» оказался прочно окуппированным именно информационными агентствами.

    Похоже, что-то преувеличено: либо масштабы «нелицензионного копирования», либо эффект от него.

    Еще одна сфера, в которой информация успешно «закопирайчивается» – это картография.

    Мы уже писали об охране копирайтом спутниковых снимков и карт, которые представляют собой как раз «информационные материалы», только информация в них представлена в графической форме, а не в текстовой, как в новостных сообщениях.

    Вообще, с картами сложилась странная ситуация. Некоторые из них могут быть результатом творческой деятельности: использовать какие-то нестандартные обозначения, приемы составления, и тому подобное.

    Но большинство карт составляются по строго определенным правилам, что ограничивает возможность какого-либо творчества. И даже если составитель карты от таких правил отступает, то для творчества этого мало: результат должен обладать «оригинальностью», а не быть каким-то обычным приемом, который применяют все.

    Однако, деятельность отечественной Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии («Росреестра») направлена как раз на то, чтобы заставить всех платить за использование картографической информации, даже в тех случаях, когда Росреестр к карте абсолютно непричастен. Позиция Росреестра сводится к тому, что, раз «географические, геологические и другие карты» упомянуты в статье 1259 ГК как произведения, охраняемые авторским правом, то этого достаточно для того, чтобы обложить данью всех независимых картографов. О том, что существует общий принцип охраны «интеллектуальной собственности», который авторство произведения связывает с творческой деятельностью, представители этой организации как-то забывают.

    В результате создателям карт становится проще заплатить, чем связываться.

    Есть идея?

    Кроме того, статья 1259 (п. 5) упоминает еще одну группу неохраняемых объектов: «Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

    » Это логически следует из третьего пункта статьи, который распространяет охрану на произведения, «выраженные в какой-либо объективной форме».

    Идеи, концепции и прочие перечисленные выше вещи объективной формы выражения не имеют, хотя и могут использоваться при создании произведений: например, с помощью языка программирования можно написать программу – и вот она уже будет охраняться.

    Попытки апеллировать к «авторскому праву на идею» совершаются регулярно, занимаются этим, как правило, люди, имеющие самое отдаленное представление о копирайте.

    Ну что же поделать: вот есть у наших доморощенных гениев такой пунктик: «продать идею», на вырученные деньги купить остров и переехать туда жить. Нет уж, не выйдет: без реализации идея ничего не стоит.

    Правда, когда мы решаем вопрос о том, как отделить «идею» от собственно «произведения», нам, как и в случае с «творческой деятельностью», придется детально анализировать это произведение.

    Вот, к примеру, недавний инцидент с «клонированием» одной из сетевых игр.

    Что было позаимствовано в данном случае? Сама идея такой игры? Или какие-то общие принципы? Или совокупность этих принципов? Или вообще части исходного кода? Что произошло в данном случае – заимствование неохраняемых идей и принципов, или переработка игры, и использованием ее персонажей и логики? Или, может быть, вообще плагиат? На все эти вопросы невозможно ответить без анализа кода игры и логики ее действия.

    Еще одно распространенное заблуждение – о том, будто с помощью авторских прав можно запретить пользоваться каким-либо протоколом передачи или данных. Например, владельцы популярного сервиса мгновенных сообщений ICQ объявили о своем намерении «лицензировать» клиентов альтернативных программ, работающих по протоколу «аськи».

    Начав с программы Nimbuzz, сейчас они договариваются с остальными. Поскольку подробности соглашений не разглашаются, неизвестно, используются ли при этом апелляции к авторскому праву, но такой вариант не исключен. Но протокол передачи данных – это «способ» их представления, который копирайтом не может охраняться в принципе.

    Существует масса ситуаций, когда формат данных одной программы читает программа-«конкурент» (взять те же офисные пакеты, например), но разработчикам этого формата и в голову не приходит запретить такие действия.

    Попытки явочным порядком распространить авторское право на то, что правом этим не охраняется, опасны прежде всего тем, что сужают и без того сильно урезанные права по свободному использованию информации.

    Попыткам таким необходимо всячески противостоять.

    Источник: https://habr.com/ru/company/pravo/blog/115200/

    Неохраняемые объекты интеллектуальной собственности

    Неохраняемые объекты авторского права

    Достаточно широкая номенклатура объектов интеллектуальной собственности, охрана которых предусмотрена ГК РБ и международными договорами, тем не менее, не в состоянии охватить абсолютно все результаты интеллектуальной деятельности. Существует довольно большая группа объектов интеллектуальной собственности, которым во всем мире не предоставляется правовая охрана в виде специальных законодательных актов:

    ноу-хау;

    открытия;

    идеи;

    рационализаторские предложения;

    формулы;

    промышленные или лабораторные технологии получения продукции, процессы оптимизации производства продукции;

    методы измерения и испытания;

    методы приемки и отладки;

    методы и приемы трудовых действий;

    методы управления производством, материально-техническим обеспечением и другими областями хозяйственной и иной деятельности;

    рецептуры;

    системы обработки информации;

    экспериментальные образцы;

    методики расчетов и обучения;

    биотехнологические процессы и методы;

    генетические конструкции;

    модифицированные или ранее не существовавшие гены;

    белки и другие полимеры;

    экономические прогнозы;

    математические и иные модели и методы решения проблем, а также иные объекты или их совокупности и т.п. [2].

    Практически все перечисленные выше ОИС, не имеющие охраны, могут быть отнесены к ноу-хау, охраняемым как нераскрытая информация.

    Завершая знакомство с объектами интеллектуальной собственности, необходимо сделать следующее замечание.

    Несмотря на исторически сложившееся деление объектов интеллектуальной собственности на объекты авторского права и смежных прав и объекты промышленной собственности, несмотря на наличие достаточно обширного перечня объектов, которым не предоставляется охрана, следует исходить из принципа единства и неделимости интеллектуальной собственности как совокупности прав на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право и смежные права есть совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности в основном в сфере литературного, научного, художественного творчества. Промышленная собственность есть совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности в основном в области технического творчества. Однако и авторское право и смежные права, и промышленная собственность – это лишь части единого целого – интеллектуальной собственности.

    Законодательная и нормативная база для правовой охраны объектов интеллектуальной собственности

    Существенные отличия права собственности и интеллектуальной собственности подтолкнули человечество к созданию особенной системы охраны результатов интеллектуальной деятельности и особого законодательства в области интеллектуальной собственности, отличного от законодательства по правам собственности.

    Основным отличием, побудившим государства к заключению сначала двусторонних, а затем и универсальных международных договоров, является ограниченность территории, на которой действует исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, не обладающее экстерриториальностью в отличие от права собственности.

    Система охраны результатов интеллектуальной деятельности начинает играть все возрастающую роль в политике государств и межгосударственных отношениях, способствуя поощрению творчества и оптимизации отношений авторов с обществом. Особое значение международные договоры имеют для государств, стоящих на пороге информационной цивилизации. К их числу относится и Республика Беларусь.

    Литература по теме 2

    1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений // Минков А.М. Международная охрана интеллектуальной собственности СПб: Питер, 2001. – 720 с. – (Серия «Закон и практика»). – С. 577-625.

    2. Бобчёнок Ю.Л. Проблемы охраны интеллектуальной собственности в Республике Беларусь // Вузовская наука, промышленность, международное сотрудничество: Материалы 2-й междунар. науч.-практ. конф., 14-16 окт. 1998 г., Минск: В 2.ч. Ч. 1 / Под ред. В.Н. Попка. – Мн.: БГУ, 1998.- С. 54-58.

    3. Всемирная декларация по интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2002. – № 4. – С. 14-18.

    4. Гражданский кодекс Республики Беларусь.- Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999. – 512 с.

    5. Закон Республики Беларусь от 11 августа 1998 г. № 194-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь. – 1998. – № 31-32. – С.472.

    6. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности // Нормативные акты и документы патентного поверенного. Т. 1. Международные договоры и соглашения в области охраны промышленной собственности. – М.: ВНИИПИ, 1994. – С. 65.

    7.

    Минимальные ставки авторского вознаграждения за создание произведений станковой живописи и станковой графики, плакатного и декоративно-прикладного искусства, скульптурных произведений, а также монументально-декоративной живописи в различной технике исполнения. Утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 2002 г. № 1319 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. – № 111, 5/11204.

    8. Олехнович Г.И. Интеллектуальная собственность и проблемы ее коммерциализации. – Мн.: Амалфея. – 2003. – 128 с.

    9. Парижская конвенция по охране промышленной собственности // Минков А.М. Международная охрана интеллектуальной собственности СПб: Питер, 2001. – 720 с. – (Серия «Закон и практика»). – С. 248-282.

    10. Попова И.В. Права на произведения науки, литературы и искусства // Интеллектуальная собственность в Беларуси. – 2002. – № 4. – С. 2-14.

    11. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. – М.: «Теис», 1996. – 704 с.

    ТЕМА 3. международная система охраны

    Источник: https://infopedia.su/17x812a.html

    Охраняемые и неохраняемые объекты авторского права

    Неохраняемые объекты авторского права

    Авторское право предоставляет защиту на произведения с момента их создания в окончательном виде, либо в определенной части. В отличие от сферы патентного права, регистрация авторских прав не проводится, а охрана предоставляется для опубликованных или неопубликованных произведений. Для отдельных результатов творческого труда охране вообще не устанавливается.

    Что охраняется законом

    В сфере охраны авторских и патентных прав законодательство РФ соответствует международным актам и конвенциям. Для авторского и смежного права объектами защиты рассматриваются:

    • произведения литературы, науки, искусства – книги, картины, научные работы и монографии, и т.д.;
    • аудиовизуальные произведения;
    • фотографические произведения;
    • программы для ЭВМ (они приравнены к литературным произведениям);
    • иные объекты.

    Для возникновения режима охраны указанных объектов обращаться для регистрации прав не нужно, так как автор сможет использовать исключительные права с момента создания произведения. Закон допускает режим охраны объекта, даже если у него сразу несколько авторов или коллектив исполнителей.

    Чтобы исключить случаи нарушения прав, в том числе присвоения авторства, можно предпринять следующие действия:

    • использовать при публикации знак правовой охраны, если это позволяют особенности произведения (например, на книге можно указывать знак «С» в окружности, имя автора, год первой публикации);
    • депонировать экземпляр произведения через авторское агентство или общество – с момента депонирования другие лица смогут оспорить авторство, только доказав более раннюю дату создания произведения;
    • удостоверить момент создания через нотариуса – несмотря на высокую стоимость нотариальной пошлины, данный вариант является гарантией защиты от неправомерных притязаний третьих лиц.

    При возникновении споров об авторстве, они будут разрешаться в судебном порядке.

    Для объектов в сфере патентного права, режим охраны возникает с момента регистрации. Закон Российской Федерации и международные акты позволяют зарегистрировать права на следующие категории объектов:

    • патентование проводится в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов;
    • свидетельство выдается после регистрации товарного знака;
    • специальными результатами интеллектуального труда признаются топологии интегральной схемы, секрет производства, селекционные достижения и т.д.

    Регистрационные действия заключаются в проверке признаков патентоспособности, которые отличаются для разных объектов. Например, для изобретения такими признаками являются изобретательский уровень, новизна и промышленная применимость. Оригинальный товарный знак должен обладать различительной способностью с ранее зарегистрированными обозначениями.

    Ключевой особенностью охраняемых объектов является возможность определить правообладателя (либо группу авторов), которые смогут реализовать исключительные права на произведение.

    Охрана будет заключаться в защите от возможных нарушений (например, при несанкционированном опубликовании книги на коммерческой основе), передаче прав наследникам и иным правопреемникам.

    Также правообладатель сможет на законном основании заключить договор о полной передаче прав или на условиях лицензии – в каждом из этих случаях сохраниться право на имя автора.

    На какие объекты не распространяется охрана

    Результат творческой деятельности не всегда получит законодательную защиту, даже если будет являться уникальным и оригинальным. Критерии неохраняемых объектов определены на уровне национального и международного законодательства. В общих чертах, отсутствие правовой охраны может быть обусловлено следующими признаками:

    • если объект относится к произведениям, которым закон не предоставляет охрану;
    • если объект относится к произведениям, охрану которым предоставляет законодательство иных отраслей права.

    Для каждого государства перечень таких объектов может существенно отличаться.

    В соответствие с ГК РФ, на территории нашей страны не подпадают под действие авторского права следующие категории произведений:

    • документы, имеющие статус официальных актов – тексты законов, судебных решений, постановлений, административных регламентов и иных аналогичных документов;
    • переводы официальных документов на иностранные языки, а также языки народностей РФ;
    • произведения народного творчества, фольклор (например, русские народные сказки может приобрести охрану после существенной переработки автором, а в оригинальном виде не входят в сферу авторского права).

    Отказ от правовой охраны официальных документов обусловлен необходимостью обеспечить равный и полный доступ к этим текстам для любого заинтересованного лица. Для разработчика определенного законопроекта может устанавливаться  режим авторства, который повлечет только право на имя при публикации текста этого документа.

    Во вторую группу неохраняемых объектов входят произведения, на которые распространяются нормативные акты в иных сферах законодательства:

    • государственные символы и знаки, в том числе флаги, гербы, денежные знаки и т.д. – указанные объекты не могут использоваться и в качестве товарных знаков;
    • не подлежат охране идеи, так как авторское право распространяется только на форму их выражения через определенное произведение науки, литературы или искусства;
    • информационные сведения о событиях и фактах – объектом авторского права могут рассматриваться лишь результаты творческого труда, а не описание определенной объективной информации (например, расписание движения общественного транспорта).

    В отношении объектов промышленной собственности также установлен ряд специальных запретов и ограничений, препятствующих установлению охраны. Общие правила указаны в статье 1231.

    1 ГК РФ – не будет предоставлена защита товарному знаку, либо иному объекту, если они содержат государственные символы и знаки, официальные наименования и аббревиатуры госорганов и ведомств (а также их флаги и знаки), официальные печати, клейма, награды и т.д.

    Также, отдельные основания для признания объекта неохраняемым, могут содержаться в конкретных статьях ГК РФ. В частности, в статье 1352 ГК РФ прямо указано, что не будет рассматриваться как признак промышленного образца техническая функция изделия. В этом случае, объект не подлежит правовой охране в силу прямого требования закона.

    Как выявляются неохраняемые объекты

    Учесть требования национального и международного законодательств нужно еще при подаче заявки или подтверждении авторских прав. Так как процедуры патентования, депонирования или нотариального удостоверения авторства, влекут существенные затраты для правообладателя, он несет риск потери денежных средств, если будет выявлен факт отсутствия охраны для объекта.

    В ряде случаев, использование неохраняемых объектов может происходить при создании произведения, на которое возникнут авторские права.

    Например, при подготовке книги об истории денежных знаков РФ, составитель сборника использует собственный творческий потенциал и сможет доказать авторство.

    Однако при включении в сборник текста официального документа, описывающего действующую денежную банкноту, на эту часть произведения не могут возникать авторские права. Аналогичным образом, не получиться подтвердить авторские права на фотоснимки денежной купюры.

    Выявление неохраняемых объектов может быть связано со следующими обстоятельствами:

    • проведением судебной процедуры, когда суд откажет в удовлетворении иска о признании авторских прав или оспаривании авторства другого лица;
    • результатами экспертизы, подтверждающие присутствие в представленном объекте элементов государственной символики, геральдики и т.д.;
    • при аннулировании регистрации исключительных прав по иску прокурора, иного уполномоченного ведомства или заинтересованного лица (например, по иску о признании произведения объектом народного творчества).

    Неохраняемые объекты находятся в свободном и неограниченном доступе для любых лиц, в том числе для беспрепятственного использования, копирования или распространения (если такое право не ограничено законом).

    Источник: https://xn--80akjtbgbzcw.xn--p1ai/%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5-%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.