Общественная форма

Общественная форма труда

Общественная форма

В процессе производства материальных благ и услуг люди по не­обходимости вступают в определенные взаимосвязи не только с ве­щественными элементами и природной средой, но и друг с дру­гом. Такие взаимосвязи называют производственными отноше­ниями.

Отношения между людьми, которые обусловлены их участием в общественном труде, представляют собой общественную форму труда.

Необходимо понять, что без исторически сложившейся обще­ственной формы труд как таковой не существует, так же как и не может быть общественной формы труда без самого труда.

С самых первых шагов человечества труд приобретает соответ­ствующую ему общественную форму. Все, чём мы пользуемся, создано совместным трудом людей.

Вместе с тем следует отметить, что понятие «общественные от­ношения» намного шире, чем понятие «производственные отноше­ния», поскольку включает в себя отношения между людьми поводу не только производства, но и других фаз воспроизводственного цикла: изучения спроса, исследования и разработки конкуренто­способной продукции, ее реализации и потребления.

Общественные отношения различаются по:

• характеру (классовые, национальные, региональные);

• содержанию (экономические, социальные, трудовые);

• форме (межличностные, межгрупповые).

Отмеченные разновидности категорий общественных отноше­ний (в тех или иных сочетаниях) находят отражение в формирова­нии отношений между людьми — между владельцем средств про­изводства (арендодателем) и арендатором, хозяином и работником, заказчиком и исполнителем, начальником и подчиненным, пред­принимателем и государственным чиновником, а также между ра­ботниками в процессе труда.

В методологическом отношении необходимо учитывать и такие важные понятия, как характер и содержание труда.

Характер, содержание и виды труда

Характер труда позволяет рассматривать труд с точки зрения об­щественных условий производства; его определяют формы и мето­ды привлечения членов общества к труду; тип общественной фор­мации труда; отношение работников к труду.

Следовательно, харак­тер труда выражает собой то особенное, что присуще общественному труду в каждой общественно-экономической формации и пред­определено типом господствующих в обществе производственных отношений.

Современная кардинальная экономическая реформа органически выводит на рыночные отношения всех участников производства в обществе, коренным образом изменяет производ­ственные отношения.

Прежде всего это смена форм собственности, отказ от планомер­ного привлечения и распределения трудовых ресурсов в стране и переход к свободному предпринимательству, основанному на раз­личных организационно-правовых формах собственности и на сво­бодном найме рабочей силы через спрос и предложение на рынке труда. В связи с этим изменяются отношения по всей цепочке свя­зи между людьми — от процесса труда до конечного потребления (присвоения) продукта труда.

труда выражает распределение конкретных трудо­вых функций (исполнительских, контрольно-регулирующих) на ра­бочем месте и определяется совокупностью выполняемых опера­ций.

Основу этих функций составляют развитие орудий труда, орга­низация труда, уровень общественного и профессионального разделения труда, мастерство самого работника.

тру­да отражает производственно-техническую сторону труда, показы­вает уровень развития производительных сил, технических спосо­бов соединения личного и вещественного элементов производст­ва, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами и предметами труда в процессе труда.

Следует подчеркнуть, что содержание и характер труда выража­ют две стороны одного и того же явления — сущность и форму об­щественного труда. Эти две социально-экономические категории находятся в диалектической взаимосвязи, и изменение одной из них неизбежно оказывает влияние в той или иной форме на изменение другой.

Характер труда в значительной степени формируется под вли­янием особенностей содержания труда в зависимости от ряда при­знаков — доли физического и умственного труда, уровня ква­лификации и интеллекта, уровня власти человека над природой и др.

Разделение на духовный и физический труд может происходить с учетом того, насколько человек прилагает свои преимущественно духовные и или преимущественно физические силы для развития своей личности и для получения за труд доходов.

Деление труда в зависимости от образования:

· труд, требующий большой предварительной подготовки.

· труд, не требующий большой предварительной подготовки.

· труд, не требующий никакой подготовки.

Разнообразие характера и содержания труда находит отражение в разнообразии видов труда.

Схема классификации видов труда приведена на рис. 3.3. При этом выделены четыре группы признаков, отличающих тот или иной вид трудовой деятельности: характер и содержание труда; предмет и продукт труда; средства и способы труда; условия труда. Классификация видов труда по его характеру и содержанию рассматривается в двух аспектах: социальном и структурном.

Социальный характер труда обусловлен формой собственности на средства производства. По этому признаку различают частный труд (труд собственника или арендатора) и наемный труд.

В определенном смысле социальный характер труда находит отражение в выделении двух его организационных форм: индивидуального и коллективного.

Кроме того, социальный характер труда проявляется в формировании способов мотивации труда (желание, осознанная необходимость, принуждение).

Структурный характер труда формируется под влиянием особенностей содержания труда с точки зрения двух главных параметров – степени интеллектуализации и квалификационной сложности трудовых функций. Классификация видов труда по его предмету и продукту базируется на профессиональном, функциональном и отраслевом разделении труда.

По профессиональному признаку может быть, в частности, выделен труд научный, инженерный, управленческий, производственный, педагогический, врачебный и др. По функциональному признаку виды труда подразделяются в зависимости от их целевого назначения, сферы приложения и функциональной роли в экономическом цикле хозяйственной деятельности.

При выделении видов труда по отраслевому признаку следует иметь в виду, что отраслевые особенности касаются лишь осуществляемых на предприятиях процессов основной деятельности. Это позволяет выделить такие виды труда, как промышленный (в т.ч. добывающий и обрабатывающий), сельскохозяйственный (в т.ч.

растениеводческий и животноводческий), строительный, транспортный и коммуникационный (в производственной сфере).

Классификация видов труда по применяемым средствам и способам труда позволяет выделить труд ручной (технически невооруженный), механизированный (технически вооруженный) и автоматизированный (компьютеризованный), низко-, средне- и высокотехнологичный. При идентификации видов труда по этим признакам устанавливаются соответствующие количественные критерии, исходя из соотношения между занятостью рабочего места и работника.

Классификация видов труда в зависимости от степени и уровня благоприятности и неблагоприятности условий труда предусматривает выделение таких видов, как труд стационарный и передвижной; наземный и подземный; легкий, средней тяжести и тяжелый; привлекательный и непривлекательный; нерегламентированный, регламентированный и жестко регламентированный с принудительным режимом.

Сохранение и развитие личности работника в процессе труда, повышение содержательности и привлекательности труда в опре­деляющей степени зависит от условий труда.

Вопросы для обсуждения и контроля

1. Что вкладывается в понятие «труд» и в чем сущность данной экономической категории?

2. Что общего и каковы различия между трудом и трудовой деятельностью?

3. Какую роль выполняет труд в жизни человека и общества?

4. Определите элементы, участвующие в трудовом процессе, и роль каждого из них. Как человек взаимодействует с этими элемен­тами?

5. Приведите классификацию видов труда и определите ее значение в оценке труда.

6. Что понимают под содержанием и характером труда?

7. Охарактеризуйте предпринимательство как особый вид трудовой деятельности. Какие направления его развития наиболее эффективны в экономическом и социальном аспектах?

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 2446; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/2-84112.html

Общественное сознание: понятие, основные элементы, формы

Общественная форма

Приветствую Вас, друзья!

Развитие и само существование человека невозможны вне общества, а потому каждый в определенной мере зависим от мнения социума.

Но где именно заканчивается граница индивидуального мышления, и начинается сфера мышления общественного? И можно ли сохранить собственные индивидуальные особенности, находясь при этом внутри социума? Попробуем разобраться в этих непростых, но интересных вопросах: узнаем, что такое общественное сознание, рассмотрим формы и уровни общественного сознания, разберем основные элементы общественного сознания. Начнём.

Что такое общественное сознание?

Общественное сознание — это собранная воедино масса идей, взглядов и оценочных суждений, характерных для конкретного социума в масштабе понимания им собственного бытия. Фундаментом этого феномена стало сознание отдельных индивидуумов.

Однако общественное сознание не способно функционировать как простая совокупность множества сознаний членов конкретного социума (ведь каждый человек по-своему уникален, неповторим и отличен от других), оно является качественно новым образованием, синтезирующим в себе все взгляды, идеи и суждения, характерные для сознаний людей, живущих в определенном обществе.

Формирование общественного сознания происходило одновременно с формированием общественного бытия, а суть сознания заключена в осмыслении бытия социума с его одновременным творческим преобразованием.

На начальных этапах становления социума общественное мышление находилось под значительным влиянием бытия, затем это воздействие стало опосредованным — через государственные, религиозные и юридические институты с обратным непосредственным воздействием уже сознания на бытие. Так общественное мышление поспособствовало перестройке бытия.

Описываемый феномен впитывает в себя всю духовную составляющую социума, фиксируемую в языке и иных формах культуры. Он состоит из множества сознаний отдельных личностей, но не способен отражать сознание конкретного индивидуума, при том, что не всякое индивидуальное сознание объективно может входить в общий массив сознания социума.

Формы общественного сознания

Для общественного сознания характерна достаточно сложная и объемная внутренняя структура, с перечнем различных уровней и форм.

Формами общественного сознания называют разнообразные методы по освоению окружающей действительности, и в интеллектуальном, и в моральном аспекте (т.е.

политическую деятельность, моральные и юридические нормы, науку, сферу искусства). Следовательно, к формам общественного мышления можно отнести:

  1. Политическое сознание, представляющее собой систематизированные знания и суждения, позволяющие социуму понять сферу политики. Политическое сознание является основой для других форм общественного сознания, отражая не только политические, но и экономические интересы различных слоев общества. Оно активно влияет на социум, затрагивая все области общественной жизнедеятельности, включая жизнь отдельных его представителей.
  2. Правовое сознание является совокупностью знаний и оценочных суждений, относящихся к осознанию социумом права и его применения. Эта форма сознания немыслима в отрыве от политики, в ней проявляются связанные с политической активностью интересы различных групп, входящих в состав общества. Помимо этого, и само правосознание оказывает прямое влияние на политическую и экономическую сферы (через выполняемые им в обществе регулятивные и контрольные функции).
  3. Нравственное сознание понимается учеными как сложившийся исторически перечень моральных принципов, призванных регулировать взаимоотношения между отдельными индивидуумами, а также между конкретным человеком и социумом и др. На него возлагаются преимущественно регулятивные функции по осуществлению своеобразного контроля над общественной жизнью.
  4. Эстетическое сознание отражает окружающую нас реальность посредством набора сложных переживаний, связанных со сферой прекрасного и возвышенного, трагичного и комичного и т.д. Оно формирует общественный вкус, направленный на творческую деятельность людей и область искусства.
  5. Религиозное сознание представлено опытом людей в области их отношения к высшим силам и ощущения связи с ними. Также оно связано с другими формами общественного мышления, прежде всего — с его нравственной составляющей. Являясь сознанием мировоззренческого типа, оно существенно влияет на все стороны жизни своего носителя.
  6. Естественнонаучным сознанием называют систему подтвержденных и научно обоснованных знаний о природе, людях и социуме. Такой тип сознания представляет собой одну из важнейших характеристик любой цивилизации.
  7. Экономическое сознание отражает накопленные обществом знания об экономике и экономических потребностях социума, формируемых конкретной экономической реальностью.
  8. Под экологическим сознанием понимается совокупность сведений о взаимоотношениях между природой и людьми, данные отношения являются результатом общественной деятельности человека. Эта форма сознания формируется целенаправленно, в результате воздействия на индивидуума ряда государственных, информационных и социальных институтов.

Как видно из вышеизложенного, для форм общественного сознания характерно многообразие, сравнимое лишь с многообразием осмысливаемых человеком социальных процессов.

Уровни общественного сознания

В состав общественного сознания входят идеи, настроения, духовные ценности, знания, нормы и принципы, на которых выстраивается деятельность по самопознанию социумом самого себя. Как отдельный человек, так и общество нуждается в самопознании, необходимом для выстраивания гармоничных и бесконфликтных отношений внутри него.

Схемы подобных общественных компромиссов вырабатываются на протяжении десятилетий и даже столетий, на них влияет как мифология и обыденные представления людей об окружающем мире, так и научно построенные философские теории и концепции.

Отталкиваясь от глубины воспроизводимого в общественном мышлении общественного бытия, выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.

Обыденный уровень

Обыденный уровень состоит из знаний, представлений и сформированных людьми спонтанно, в процессе их повседневной жизнедеятельности и общения, этот уровень достаточно поверхностен и повседневен. Наиболее распространенной формой его выражения стало устное народное творчество, в особенности — различные поговорки и пословицы, которыми богат народный фольклор.

Еще одной очень распространенной формой выражения общественного мышления на обыденном уровне стала мифология.

В мифах описывались все стороны человеческой жизни, и по своей сути любой миф представляет собой не разъяснение чего-либо, а повествование, своеобразный рассказ.

Поскольку люди не могли объяснить многочисленные неурядицы, происходящие вокруг них с научной точки зрения, при объяснении текущих событий они ссылались либо на действие неподконтрольных им скрытых сил, либо на проявление судьбы.

Теоретический уровень

Теоретический уровень общественного сознания объединяет в себе широкий пласт собранных на протяжении истории человечества знаний о социуме и происходящих внутри него процессах. Первые попытки осмыслить и объяснить эти процессы с научной точки зрения можно встретить в работах древних философов и в ряде религиозных текстов.

Следующим шагом в данном направлении стало появление в позапрошлом столетии социологии — науки, занимающейся изучением общества.

В наши дни существует уже целая научная отрасль, названная обществознанием, в состав которой входит перечень дисциплин, достаточно полно и досконально изучающих самые различные стороны жизни и функционирования социума — в частности, политическую, экономическую, культурную, правовую, религиозную и иные сферы общественного бытия.

Еще одной разновидностью теоретического познания и осознания общества является идеология.

Идеология рассматривает все происходящие внутри социума события с точки зрения определенных принципов и идей, выражающих ценности политического, классового или религиозного характера.

Этот факт вызывает у многих людей определенную неприязнь к идеологии, которую нередко называют искаженным общественным сознанием.

Элементы общественного сознания

В зависимости от функций, возлагаемых на общественное мышление, а также от общих направлений его реализации, в нем выделяют несколько фундаментальных компонентов.

К компонентам обыденного сознания следует отнести эмпирические познания и общественную психологию, на теоретическом уровне таковыми являются уже научные познания и идеология.

Данные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, они оказывают значительное влияние на жизнь человека и социума.

Под эмпирическими знаниями понимается совокупность знаний, умений и навыков, сформированных людьми на базе их личного опыта, а затем проверенных на практике.

К такому типу знаний относят рецепты народной медицины, или, к примеру, предсказания погоды по определенным приметам и изменениям в окружающей среде.

Подобные навыки и знания были многократно проверены нашими предками, искавшими им подтверждения в действительности, а потому нет смысла совсем списывать их со счетов.

Общественная психология входит в состав обыденного сознания, она отражает окружающую нас действительность, глядя на нее сквозь призму какой-либо социальной, религиозной или этнической группы, класса либо общественного союза. Основной функцией общественной психологии является как фиксирование, так и отражение потребностей определенных групп, входящих в состав социума, а также передача накопленного ими опыта следующим поколениям.

Идеология занимает ключевое место и в жизни отдельного индивидуума, и в жизни социума в целом.

Задачей идеологии является теоретическое выражение и последующее обоснование идей и позиций, высказываемых различными общественными силами, дополнительно на нее возлагается еще и познавательная функция, что роднит ее с общественной психологией.

Идеология призвана объединять членов общества, давать им ощущение общности, принадлежности к чему-то большему, нежели обычное человеческое бытие.

Связь между общественным и индивидуальным мышлением

Индивидуальное мышление конкретного человека отличает большая, нежели у общественного, степень яркости и многообразия, но в мировоззренческом плане оно является менее масштабным и объемным, поскольку отдельный индивидуум просто не в состоянии охватить всю духовную сферу жизнедеятельности социума.

Основой общественного мышления всегда выступало мышление индивидуальное, при этом каждый человек является носителем целой совокупности различных традиций и взглядов, как современных, так и уходящих корнями в глубины столетий.

Соответственно, элементы общественное мышления постоянно проникают в сознание отдельного человека и трансформируются в нем уже в элементы собственного сознания данного индивидуума, формируя его собственное мышление.

А значит, и индивидуальное сознание человека также всегда является продуктом общественного сознания.

Итоговый вывод прост: индивидуальное и общественное сознание тесно и неразрывно связаны, они не только постоянно влияют друг на друга, но и взаимно дополняют друг друга.

Заключение

Таким образом, общественное сознание является одной из важнейших составляющих жизнедеятельности любого человека. В нем находят свое отражение и специфические черты личности, и ее стремление к самореализации, и вклад, вносимый отдельным индивидуумом в развитие социума.

На общественное мышление влияет целый ряд факторов, как отрицательного, так и положительного характера, что может иногда лишать его необходимой сбалансированности и устойчивости.

Но общественное сознание отличает большая гибкость и способность к адаптации, эти качества позволяют ему тесно взаимодействовать с окружающим миром, параллельно создавая новые связи.

Источник: https://dnevnik-znaniy.ru/obshestvo/obshhestvennoe-soznanie.html

Общественная форма жизни человека

Общественная форма

Человек – общественное существо, живет в сообществе себе подобных. Он включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в ней собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли.

Именно совместная жизнь с другими людьми приводит к появлению личности как интегральной характеристики человека.

Личность – это способ жизни и действования, проявляющийся в свободном и творческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных поступках, в принятии ответственности за последствия своих социальных деяний. Личность – это всегда определенная позиция.

   Сугубо человеческой формой жизни является такая общность, как семья. Животные также образуют устойчивые пары, заботятся о потомстве, но они создаются исключительно с целью продолжения рода.

Детеныши животных достаточно рано расстаются со своими родителями и забывают их. У животных отсутствуют межпоколенные связи. Иначе у людей. У человека самое длительное детство. Дети для родителей всегда остаются детьми.

По меткому и емкому определению психолога К.К.Платонова, человек – это существо, имеющее бабушек и дедушек.

   Еще одной, специфически человеческой формой общности являются различные общественные объединения. Это добровольное и желанное объединение людей по интересам. Там люди предстают друг перед другом как равноправные личности.

Здесь человек удовлетворяет специфически человеческие духовные потребности: в общении и самовыражении.

На определенном этапе жизни – в период взросления – человек остро ощущает потребность в совместной общественной деятельности, во вхождении в сообщества, организованные на общих ценностях.

   Способом жизни человеческого общества является общение. “Человеческая сущность, – писал немецкий философ Л.Фейербах, – налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты”.

   Человек живет в мире культуры, которая, по образному выражению философов, составляет его вторую природу. Поведение человека с самого раннего возраста регулируется принятыми в данной культуре ценностями, нормами, традициями, правилами.

Особо подчеркнем, что слова “культура” и “образование” тесно связаны друг с другом. Культурный человек – это образованный человек, воспитанный на основе образа Человека, идеала данной культуры.

До революции в России издавалась художественная серия “Образы человеческие”, которая была посвящена жизнеописанию лучших сынов и дочерей Отечества. Она была ориентирована в первую очередь на подрастающее поколение.

Образование как обучение, воспитание, формирование является основной культурной формой человеческого существования, оно лежит в его основе. Без передачи культурных образцов и способов взаимодействия человека с миром, осуществляемых в образовательном пространстве, невозможно представить себе человеческую жизнь.

   Наряду с образованием, культура включает в себя такие формы человеческой деятельности, как наука, философия, искусство, религия, этика, политика, экономика и др.

Все эти формы человеческой деятельности составляют содержание материальной и духовной культуры. Любая из форм культуры является выражением “собственно человеческого в человеке”.

Занятия философией и наукой отчетливо проявляют разумность человека, его способность в принципе постигать сущность предметов мира и самого себя.

   Искусство строится на способности человека к эстетическому наслаждению прекрасным, на неутилитарном восприятии окружающего мира. Л.

Фейербах писал, что лишь человеку “бесцельное созерцание звезд дает небесную отраду, лишь он при виде блеска благородных камней, зеркала вод, красок цветов и бабочек упивается одной негой зрения; лишь его ухо восторгается голосами птиц, звоном металлов, лепетом ручейков, шелестом ветра…”.

   Этика раскрывает не оформляемые в специальном кодексе отношения человека к человеку. Высшим принципом нравственного отношения человека к человеку является сформулированный философом И.

Кантом категорический императив: поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку как к цели и никогда – только как к средству. Великий писатель-гуманист Ф.М.

Достоевский предельно остро выразил эту мысль в “Братьях Карамазовых”, отвергнув саму возможность достижения всеобщего счастья, если ради этого будет пролита хоть одна слеза ребенка.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

   Безусловный приоритет ценности конкретного человека перед любыми абстрактными идеями присущ христианскому мировоззрению.

Человек – единственное существо на земле, у которого есть идея Бога, который верит в высшее, нежели он сам, начало, в божественное происхождение мира.

Еще Цицерон писал, что нет ни одного народа, до такой степени грубого и дикого, чтобы не было в нем веры в Бога, хотя бы он и не знал его существа. Сущность человека особым образом высвечивается в его отношении к божественному.

   Во всех указанных формах культуры мы находим стержневую характеристику человека – его деятельную, преобразовательно-созидающую сущность.

Источник: https://students-library.com/library/read/61161-obsestvennaa-forma-zizni-celoveka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.